Шумиха вокруг «Барбигеймера»: что произошло на самом деле
И кипел народ по разным причинам. Одни, ясное дело, вопили: «А-а-а, нашим только бы все запретить!» Вторые язвили: «Ну, конечно-с, устроили «Барбигеймер» — это плохо». А как объяснить, что Минкульт отозвал прокатное удостоверение у картины «Непосредственно Каха. Другой фильм» с нашумевшей сценой изнасилования лишь после того, как он заработал в прокате 355,5 миллиона рублей?! Уж простите, дорогие блюстители нашей культуры, но это и правда вопрос из серии неприятных. Вот, смею предположить, что раздражение общественности связано именно с тем, что в действиях уважаемого ведомства не прослеживается ни последовательности, ни логики.
Так что же произошло на самом деле? Во-первых, если кто забыл, нечто подобное уже было: пять лет назад разгорелся скандал с запретом картины «Смерть Сталина». Политическую сатиру у нас не оценили. По мне, кстати, запрет был правильным: болезненная, водораздельная для России тема Сталина — не повод для стеба.
И вот еще в начале августа один из депутатов Госдумы отправил «наверх» письмо с предложением разработать механизм принудительного лицензирования «кинокартин из недружественных стран». Из ответа Минкульта и родилась «сенсация» о запрете. Но если внимательно прочесть бумагу и перевести ее с русского административного на русский человеческий, окажется, что в ней есть два основных посыла. Первый: принудительное лицензирование иностранных фильмов — не лучшая практика. Второй: «Барби» и «Оппенгеймер» могут не соответствовать нашим ценностям. Но про «запрет» — ни слова! Надо защищать наши «скрепы»? Да. Но фильмы могут появиться в наших кинотеатрах, где крутят западное кино, — хитро, в рамках «предпоказного обслуживания».
Кстати, по данным «Бюллетеня кинопрокатчика», франшиза Sony Pictures Animation «Человек-паук: Паутина вселенных» намолотила тихой сапой за три (!) июньских дня 91 миллион рублей.
Вопрос, что несут нам эти картины и как нужно такой контент фильтровать, — сложный, но из другой оперы. Отсутствие ответа на него и порождает «нервы». Да, судя по рецензиям, в «Барби» и правда можно углядеть пропаганду нетрадиционных ценностей и отношений. А в «Оппенгеймере», как я понимаю, американцы не отвечают на вопрос, как дела в Хиросиме... И да, запреты — это не лучший путь. Ну а позволять однобокому, навязывающему нам чужое «богатство» и представления о морали кино и дальше править бал — здорово? Вот уж не уверена.