На конкурсе памяти французской пианистки, жившей на Урале, победили москвичи
В Свердловской филармонии завершился VIII Международный конкурс пианистов памяти Веры Лотар-Шевченко, который традиционно вызывает большой интерес в профессиональной среде. На протяжении двух недель в мастерстве соревновались 26 музыкантов. После трех туров и подсчета баллов победителей оказалось двое - Матвей Шумков и Евгений Ивашко, оба учатся в Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. Но не только для знатоков фортепианного искусства задуман этот конкурс, его миссия гораздо шире. Не случайно на церемонии награждения организаторы отметили, что "невероятная судьба Веры Лотар-Шевченко достойна стать страницей в учебнике истории ХХ века".
…Весной 1949 года по улицам Нижнего Тагила шла женщина в засаленном ватнике, юбке из грубой ткани и стоптанных туфлях. Она только что приехала в город, отбыв 13 лет заключения сперва на Сахалине, а потом в Севураллаге (статья 58-10, антисоветская агитация). У здания с табличкой "Музыкальная школа" она остановилась. Набравшись мужества, вошла и нашла пустую комнату, где стояло фортепиано. Долго сидела в оцепенении, не смея прикоснуться к клавишам, - много лет она "играла", просто нарисовав клавиши на любой подходящей поверхности. А потом полилась музыка, руки помнили все. Час, другой… Уроки в школе остановились, ученики и преподаватели собрались в коридоре. Так знаменитая французская пианистка Vera Lautard, выпускница Парижской и Венской консерваторий - когда-то ей рукоплескала вся Европа, нашла свое первое после лагеря место работы.
В 1939 году она вместе с супругом инженером-акустиком Владимиром Шевченко приехала в СССР, страну, о которой оба знали только по рассказам. Когда мужа арестовали, она бросилась по инстанциям, ни на секунду не думая о себе, но участь жены "врага народа" была предопределена. Она выжила, Владимир погиб. С наступлением хрущевской оттепели к ней пришла уже всесоюзная известность (а после публикации в "Комсомольской правде" очерка "Пианистка" и всенародная любовь), но вернуться во Францию Вера Августовна не захотела. Точно так же, как и библейская Руфь, отказавшаяся покинуть родину погибшего мужа, поэтому фильм с великой Анни Жирардо, прожившей на экране судьбу Лотар-Шевченко, и называется "Руфь". Никогда Вера Августовна не испытывала ненависти к своей новой родине, считая годы, проведенные в лагере, просто несчастьем, выпавшим на общую долю, и всегда просила перед концертом оставить первый ряд пустым - для тех, кто был с ней рядом в заключении. Вера Августовна похоронена в Новосибирске, на памятнике написаны ее же слова: "Жизнь, в которой есть Бах, бесценна".
Победители конкурса блистательно исполнили произведения для фортепиано с симфоническим оркестром. Завершающий концерт конкурса благодаря онлайн-трансляции слушали не только собравшиеся в переполненном зале, но и больше двух тысяч человек из различных стран и городов России. Музыка заполняла пространство зала, а над ним с белого прямоугольника экрана всплывал образ утонченно красивой, совсем юной Веры Лотар, русской француженки, узнавшей тайну музыки и жизни.