«Россия стала Ноевым ковчегом»: украинский продюсер Юрий Бардаш поддерживает СВО
Украинский продюсер, бывший участник группы «Грибы» Юрий Бардаш активно поддерживает нашу страну. Сразу после начала спецоперации он переехал в Россию, из-за чего на Украине на него была буквально «объявлена охота». Однако артист продолжает открыто выражать свою позицию по поводу происходящего в мире. Недавно он выступил с новой песней «Соколка» на сцене премии Института развития интернета. «Вечерняя Москва» пообщалась с Юрием.
— Юрий, чем вас заинтересовала песня «Соколка»? В ней синтез жанров?
— Моя задача как продюсера — проникать в сердце слушателя, приобщать его к искусству. «Соколка» — именно тот случай. Сильный этнический тембр, положенный на хип-хоп-ритм, — это интересно. Когда я выложил демозапись в своем блоге «Философия Бардаша», увидел активный интерес со стороны подписчиков. Выступление получило мощный зрительский отклик, и мы решили выпустить эту песню. С удовольствием бы спродюсировал еще что-то подобное. На мой взгляд, это ново и самобытно — то, что надо сейчас слушателям и с чем интересно работать.
— В своем проекте «Звук моего региона» вы искали ответ на вопрос, как «звучит» Донбасс, кто является голосом поколения. Нашли?
— Донбасс — мой родной край. Это особый регион с особыми людьми. Он воспитал навык выживания, дал понимание культуры человечности. Сейчас пришла моя очередь вкладывать в земляков силы и пробуждать энергию творцов. Однако не стоит забывать, что таланты есть не только на Донбассе. Во время прослушивания тысяч демозаписей, которые приходили из всех уголков нашей необъятной страны, снова убедился в этом. Моя задача — найти русский бриллиант и показать его миру.
— Вы сняли о музыкантах Донбасса документальный фильм. А после этого — следите за их судьбой, поддерживаете как-то?
Валентина Талызина: Я с режиссерами не пререкаюсь
— В настоящий момент помогаю нескольким артистам: рэпер из Донецка — Ом, он же Дима, из района Текстильщик. Его творчество впитало в себя всю полноту ощущений, которые переживает человек, находящийся под беспрерывными бомбежками, без воды, света, но с желанием жить, творить. Об этом он рассказывает в своих песнях. Поддерживаю и девушку из Стаханова с уникальным чутким музыкальным вкусом, голосом и поэзией.
— Происходит ли сейчас смена культурной элиты?
— Смены культурных элит пока не происходит. Потому что культура, которая строилась последние 30 лет, пребывает в шоке. Нынешняя элита не способна дать ничего актуального российскому обществу. Новые времена требуют новых героев. И сейчас, надеюсь, у меня получится найти среди русских людей те бриллианты, которые сделают общество лучше. Время сложное, но, как известно, свято место пусто не бывает, поэтому все в музыкальной индустрии будет восполнено. Как, впрочем, и во всех остальных сферах.
— Вы сказали: будет восполнено. Значит, есть какая-то пустота. Но разве большая потеря — наши уехавшие?
— Сознательных граждан, понимающих, что происходит, глубоко чувствующих, на самом деле очень много. Но это не все. Есть те, кто до сих пор ничего не понял. Вот им и нужен, для них и делается веселый, развлекательный контент. И он тоже должен быть — нельзя взять и к каждой песне георгиевскую ленточку прицепить.
«Сила духа должна присутствовать в каждом»: Равшана Куркова — о новом фильме, мечтах и первых ролях
Что мы получим? Но уверен, что положительные тенденции будут усиливаться, люди будут пробуждаться. Это происходит — медленно, как и все в России. За год моего пребывания здесь у меня такие наблюдения. По щелчку пальца ничего не изменится. Но это неизбежно. Молодое поколение сейчас начинает больше интересоваться прошлым, судьбой своих предков. А это хороший знак: ведь, когда мы полноценно вспомним прошлое, сможем построить будущее.
— Вы как-то сказали: есть живая вода, но людям нужна кола. Что сейчас для нашей культуры может стать этой самой живой водой?
— Пробуждение исконно нашего культурного ментального кода — вот что нам нужно. Я поэтому сказал о памяти. Нам нужно перестать копировать вслепую западные манеры: их фильмы, песни. Нужно вспомнить свое. Это и есть наша живая вода. Мне вообще кажется, живая вода — вот этот период, в котором мы живем в России, то, что сейчас переживает русский человек. Ближайшие несколько лет будет происходить культурный ренессанс. Он уже начался — просто пока его видят и ощущают только самые прозорливые. Но придет время, и оно не за горами, когда это почувствуют все. А так как большинство людей склонны подстраиваться под действительность, повторять за другими, все перестроятся в это новое русло. Изменятся ценности, на первый план выйдут духовность и чистота. Задача культуры — искать новое в добре и делать его привлекательней. Песни будущего должны обогатить слушателя, сподвигнуть его на какие-то маленькие подвиги. Постепенно темное будет вытесняться светлым. Сейчас, конечно, темного в разы больше. Однажды я ехал по трассе, там висел рекламный щит с названием сериала: какое-то имя девочки и слова «из ада».
Наверное, такое кому-то нравится. Но я читаю на щите эту надпись, и во мне начинает негодовать творческий фундаменталист. О чем вообще речь, люди? А если предъявить за это, ответ будет простым: «Да что ты доколупался до этой фразы? Это ж просто название, в сериале совсем о другом». Я бы хотел, чтобы люди поняли: ничего просто так не бывает, все имеет смысл. Каждое слово, сказанное нами, «программирует» пространство. Язык был дан нам не для того, чтобы обмениваться друг с другом информацией, а именно для того, чтобы человек пространство формировал. Каждое слово как кирпичик, из которых состоит и строится твое бытие.
— Считаете ли вы, что нашли себя?
— Я нашел близких по духу людей и хочу, чтобы мои коллеги нашли себя в России. Потому что Россия — это Ноев ковчег, на котором будут спасаться человечество, духовность, веры, творцы. Предприниматели, которые начнут инвестировать в русскую цивилизацию, не пожалеют об этом, а только приумножат. Начинается новый виток истории торжества человеческого духа, ловите эту волну.
ДОСЬЕ
Юрий Бардаш родился 23 февраля 1983 года в Коммунарске (сейчас — Алчевск ЛНР). В юности увлекся брейк-дансом. В 2000 году переехал в Киев. Был приглашен в мюзикл «Экватор», собрал команду танцоров. Затем основал и спродюсировал проекты Quest Pistols, «Грибы», «Нервы» и другие. В 2022 году поддержал спецоперацию, выпустив песню «Позиция», и переехал в Россию.
КОРОТКО О ГЛАВНОМ
— Вы в интервью называли себя консерватором. Но продюсер — человек, который ищет новое, экспериментатор. Как это сочетается?
— Хороший вопрос. Так и есть — уникальный случай (смеется). Да, я консерватор — я не поощряю все эти новые форматы отношений на Западе, гендерное многообразие: «оно», «они», «родители 1 и 2»... В этом я ретроград. Я «на ты» с природой. Мне моя диктатура совести не позволяет соглашаться с тем, что ей противоречит. Но что касается эволюции искусства, творчества, смешения стилей, тут я и правда в вечном поиске. Все до нас придумано, но главное — то, как ты смешаешь ингредиенты, которые уже известны, чувствуешь ли ты чуть раньше остальных, что будет в тренде, есть ли у артиста творческий потенциал.
— Что впечатлило в последнее время?
— На днях был на концерте в клубе, там выступала девушка. Песни — откровенные, дерзкие. Но я посчитал, что это круто, молодежь будет слушать. И главное, в этом нет «чернухи».
— А как взрослому понять, что молодежи нравится?
— Не согласен, что в этом мешает возраст. Опыт! Опыт определяет: интересное или нет, качественное или нет. Ребята, которым по 12– 15 лет, пишут музыку, и из десяти случаев в одном это то, что понравится всем: и детям, и взрослым. По сути, каждый человек что-то умеет. Каждый, например, по-своему умеет готовить, но это не значит, что все могут быть поварами. Поваром будет тот, кто делает это качественно и не отравит людей.
— Иногда звучит мнение, что нужны худсоветы, институт цензуры. Как это могло бы работать? Чего бы вы не хотели видеть на сцене, на экранах — и кому можно доверить такие решения?
— Когда артистка приходит в детский сад или в начальную школу и поет песню «За деньги — да» (недавно Инстасамка спела в школе. — «ВМ»), а ей в ответ все радостно подпевают, и не только дети, но и воспитатели с руководством — это показатель, который даже в комментарии не нуждается. Хотелось бы сейчас видеть осознанных руководителей во всех сферах. Компетентность плюс духовность равно любовь. А любовь победит все