Как москвичка за один доллар приобрела права на экранизацию рассказа Стивена Кинга

Выпускница ВГИКа Гульнара Иванова за один доллар (94,7 рубля) получила возможность экранизировать рассказ одного из самых продаваемых современных писателей — Стивена Кинга. «Вечерняя Москва» узнала подробности из первых уст.

Как москвичка за один доллар приобрела права на экранизацию рассказа Стивена Кинга
© Вечерняя Москва

Молодой режиссер поучаствовала в специальной программе «Короля ужасов» Dollar baby (долларовый малыш. — «ВМ»). По ней американский писатель на год предоставляет права юным режиссерам снять короткометражный фильм по мотивам одного из своих рассказов всего за один доллар. Фильм Ивановой «Касание» стал лучшим триллером на международном кинофестивале. Он был снят по рассказу «Человек, не пожимавший рук».

— Гульнара, фильм по мотивам рассказа Кинга был дебютом?

— Нет. Первый проект я снимала с друзьями, тоже интересный опыт. Картина называлась «Связь». Затем был «Фонтан» с актером Сейдуллой Молдахановым, это можно назвать дебютом в кино. И следом «Спор», который взял Гран-при на фестивале в Японии.

— А как вы познакомились с творчеством писателя?

— С детства любила читать. Мои родители говорили, что пока другие дети бегали и играли на улице, я все время читала. Из-за этого со мной было меньше проблем: тихо сижу и листаю книжку. Для меня же раскрывались целые миры.

О чем фильм «Девочка Нина и похитители пианино»

Сказать, что я люблю только творчество Стивена Кинга — вряд ли. Но его стиль мне по душе. Я любила путаные истории, зачитывалась детективами. Обожала Шерлока Холмса. Любовь к детективам и триллерам у меня не прошла. А Кинг создает ужасы, но для меня именно притягательно, как он тонко играет с нашим воображением. Снять кино по рассказу этого автора, зная, что он его увидит, стало для меня идеальным вызовом.

— Почему выбрали именно рассказ «Человек, не пожимавший рук»?

— В списке было около 20 рассказов, на которые дали добро для экранизации. Я прочитала все, и меня впечатлили два. Знаете, бывает, внутри что-то щелкает. Затем я подумала, как буду реализовывать оба варианта, и именно «Человек, не пожимавший рук» мне показался интереснее. Второй рассказ был «Человек, который любил цветы».

— Меняли что-то в сюжете?

— ‚Я полностью изменила сюжет, оставив лишь ключевые фразы автора и главную идею. Отправляя заявку, я вообще не думала, что мне ответят. Но мне написали уже через три дня. У меня был шок, когда увидела ответ. Не поверила своим глазам, а потом начала всем об этом писать. Мы с командой пытались сделать что-то свое. И не было цели сделать именно ужастик.

— Как подбирали актеров?

— С этим было сложновато, те типажи, которые были у меня в голове, просто не встречались. Один из персонажей, возникший в моей интерпретации Кинга, был списан с определенного человека, а на деле этот человек не потянул героя.

— Планируется ли цифровой релиз?

— По контракту в сеть мы не имеем права выставлять фильм на общий доступ. Такие условия договора.

— Кинг дал обратную связь по фильму?

— Мы отправили DVD по почте — очень странное требование в современном мире, но такие условия. Пока ответа не было.

— Есть теория, что люди, которые занимаются искусством, связанным с изображением человека и его эмоций, подсознательно вкладывают частичку своей личности в персонажа. У вас так было?

— У меня немного по-другому. Для меня каждый герой оживает и фактически живет со мной, и когда с ним что-то происходит в сюжете, я переживаю вместе с ним.

— Если бы у вас была возможность экранизировать любую книгу, какую бы выбрали?

— Есть одна книга, автор Рубен Сафаров, «Усто и Эмир» и ее продолжение «Судьба Мастера». Я сама себе да и автору пообещала снять фильм по этим книгам. Хотелось бы когда-нибудь это сделать.

— А что интереснее: делать экранизации или все же создание авторского кино?

— Мне интереснее придумывать истории самой.

— Над чем работаете сейчас?

— Над дебютным полнометражным фильмом «Открой глаза», который мы с моей командой также сняли сами без финансирования, в этом его особенность. Фильм изначально начинался с курсовой работы и перерос в дебютное полнометражное кино, которое снято чисто на амбициях моих друзей. Уже скоро оно будет готово.

— Что вам нужно для вдохновения?

— Музыка, помогает настроиться. А так сюжеты рождаются сами по себе. То снятся, как Менделееву. То какое-то неожиданное событие. Например, мимо меня проехал грузовик с рекламой краски, и у меня родился сюжет полнометражного фильма.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Андрей Андреев, актер театра и кино:

— На своей практике я еще не встречал такого, чтобы начинающий режиссер выкупал права у известного писателя на его произведение. Но я уверен, что режиссер написала сценарий согласно своей идее, а не сюжету Кинга. Своим поступком девушка, очевидно, хотела привлечь внимание зрителей. И такой поступок достоин похвалы.

ЦИФРА

84 экранизации книг Стивена Кинга вышло в свет с 1976 года.

СЮЖЕТ

По вине Генри Броуера во времена колониальной Индии в Бомбее погиб мальчик-индус. Отец мальчика наложил проклятие на виновного. Отныне любое живое существо, к которому он прикоснется рукой, обречено на смерть. И Генри с этим проклятием возвращается в Нью-Йорк. Он живет, стараясь как можно меньше общаться с людьми, но проклятие неумолимо, и оно начинает сбываться.

Отличались от оригинала

Многие известные экранизации Стивена Кинга отличались от его оригинальных произведений.

«Сияние» (1980). Режиссер Стэнли Кубрик добавил сверхъестественные элементы. Например, Кинг говорил, что у Кубрика «зловещая личность» отеля «Оверук» и его влияние на разум Джека Торренса не раскрыты.«Кладбище домашних животных» (2019). В книге сосед Джуд Крэндалл рассказывает семье Кридов о кладбище, но убеждает не рисковать в надежде уберечь их от места, которое может воскрешать мертвых. В фильме же кладбище находит сама дочь главного героя Элли.«Побег из Шоушенка» (1994). В первоисточнике главный герой Рэд — рыжий ирландец. А в фильме его играет темнокожий Морган Фримен.«Оно. Глава I» (2017). Роман опубликован в 1986 году, а его действие происходило в 1957-м и 1984-м. Однако режиссер Андрес Мускетти перенес героев в наши дни.