Концертный тур Алексея Любимова на трех исторических роялях (13—19 сентября 2023; Саратов, Нижний Новгород, Ярославль)
Один из крупнейших современных пианистов, признанный мэтр аутентичного исполнительства, профессор Московской консерватории Алексей Любимов (лауреат Премии «МО» 2021) отправился в концертный тур по трем российским городам: Саратов, Нижний Новгород, Ярославль. Концерты состоятся с 13 по 19 сентября 2023 в рамках программы Министерства культуры РФ «Всероссийские филармонические сезоны». В «Уникальное путешествие через два столетия» (так называется тур) c Алексеем Любимовым отправились сразу три (!) исторических рояля, отреставрированные Алексеем Ставицким. Можно сказать, что именно в этом (в количестве роялей на гастролях) Любимов превзошел великого Горовица, возившего с собой на гастроли один (!) рояль фирмы Steinway. *** «Прелюдией» к предстоящему туру, его «репетицией» стал концерт Алексея Любимова в ДК Рассвет (10 сентября 2023), собравший полный зал знатоков и ценителей, друзей и коллег, учеников Алексея Борисовича и просто интеллигентных людей, «разбросанных» теперь по разным странам. Впервые на сцене ДК Рассвет, многое и многих «повидавшей» за последние 2 года, можно было видеть красивейшую тройку исторических роялей. «Вальтеру», по словам реставратора Алексея Ставицкого, долго искали акустически правильное место и в итоге расположили слева (удачно ли, вопрос и для самого Ставицкого). Фантазия ре минор Вольфганга Амадея Моцарта и 17-я соната Людвига ван Бетховена звучали на нем объяснимо сухо (рояль беспедальный) и в то же время объемно (вспомним гульдовскую кантилену в Бахе): Алексей Борисович Любимов, которому 16 сентября 2023 исполняется 79 лет – в невероятной форме! Рапсодию си минор, op. 79, и три Интермеццо из 117-го опуса Иоганнеса Брамса он сыграл на «Блютнере», расположившемся справа: гулкое, сумрачное звучание инструмента пришлось как нельзя кстати (к слову, композитор предпочитал именно «Блютнер»). Кардинально иным образом, ярко и многокрасочно, звучал на концерте в ДК Рассвет парижский «Эрар», помещенный (неслучайно?) посередине: ему Любимов отдал не только виртуозного (Скерцо № 1; Баркарола, op. 60) и лирического (Прелюдия до-диез минор, op. 45) Шопена, но и позднего (Соната № 30) Бетховена, теоретически обосновав свой выбор: по сути и форме это романтическая соната, а потому вполне может звучать на Érard 1848 года. К тому же Бетховен прекрасно знал «Эрар» (пускай и более ранние версии), да и «характер» этой марки роялей, по словам Алексея Любимова, универсально-концертен: многое на «Эраре» звучало в те годы вполне удачно. Огромный концерт в двух отделениях был сыгран Алексеем Любимовым наизусть и выдержан (в том числе и физически) с блеском. На бис прозвучали два шубертовских Экспромта из опуса 90: один – на Érard, другой – на Blüthner. Аплодировали Алексею Борисовичу стоя. И правда – глоток свободы. Антон ДУБИН, «МО» «Музыкальное обозрение» в социальных сетях
Запись Концертный тур Алексея Любимова на трех исторических роялях (13—19 сентября 2023; Саратов, Нижний Новгород, Ярославль) впервые появилась Музыкальное обозрение.