Памяти Энвера Мамедова, мистера Икс советского телевидения
Ушел из жизни Энвер Мамедов. Фронтовик, дипломат, переводчик и уникальный журналист, которого называли «мистер Икс советского телевидения». Он был одним из создателей советского ТВ, при этом в архивах этого ТВ его не найти. Интервью с ним за всю его жизнь можно по пальцам пересчитать. Тут не только в скромности дело.
«Настоящие журналисты, которые любят свое дело, не любят, чтобы о них писали. Поэтому жизнь их остается в тех трудах, которые они совершили», – говорил Энвер Мамедов.
Мамедов мог бы стать великим разведчиком, переводчиком или известным дипломатом. Он не только участник войны. Он человек, обеспечивший возмездие нацистским главарям на Нюрнбергском процессе в 1945-м. Главного свидетеля Фридриха фон Паулюса с 1943 года считали мертвым. Фельдмаршала тайно доставили в зал суда. Сопровождал его молодой советский переводчик, лейтенант Энвер Мамедов.
«Зал был в полутьме, а лица подсудимых были высвечены. Так что можно было наблюдать за выражением лица каждого. Некоторые, по-моему, Функ и Фриче выдавливали даже из себя слезы», – рассказывал Мамедов.
Он попал на кадры хроники. Выпускник курсов военных переводчиков разведуправления Красной армии переводил на лету на несколько языков.
«Он, действительно, был полиглотом. Владел, насколько нам известно, четырьмя западными языками, не считая, естественно, русского и родного азербайджанского. Он очень хорошо владел итальянским, немецким, французским и английским», – отметил кандидат экономических наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой дипломатии МГИМО МИД России Роман Райнхардт.
В МИДе начинал как пресс-атташе в Риме, был советником-посланником в Вашингтоне. Он знал, как устроена мировая пропаганда и как работают западные СМИ. В СССР был главным редактором Совинформбюро, политобозревателем агентства печати «Новости».
«Есть расхожее выражение «уходит эпоха». Оно теперь уже, вроде бы, стало набившим оскомину. Но когда говоришь об Энвере Назимовиче – это именно так. Этот человек фактически стоял у истоков создания отечественного телевидения», – сказал журналист, первый заместитель генерального директора ТАСС Михаил Гусман.
В 1962-м Энвер Назимович – первый заместитель председателя Гостелерадио на долгие годы.
«Когда мы видели, что идет Мамедов, мы все становились стройнее и красивее. Трепетали! Даже между собой мы, женщины, называли его Князем! Князь Мамедов! Потому что он очень и очень хорош. И всегда недоступен», – сказала ведущая программы «Время», диктор Центрального телевидения Гостелерадио СССР, народная артистка РСФСР Анна Шатилова.
Первый в стране большой ежедневный выпуск о главном за сутки. До этого была программа «Эстафета новостей» раз в неделю. Мало кто знает, что и концепция, и даже название – от Энвера Мамедова. Как он сам рассказывал: когда был на Кубе, ему понравились местные новости под названием «Часы».
В 1968-м родилось советское «Время». Это была самая авторитетная программа на ЦТ. Ошибки недопустимы, ответственность колоссальная. Выпускник МГУ Иван Кононов в 1970-м пришел на «Время» помощником режиссера и с ходу, как говорится, «влип».
«Я поставил не ту заставку, когда шел материал об уборочной поре в Зеленоградской области, почти родной для Леонида Ильича Брежнева. Я поставил не ту цифру! Меньшую, чем была в реальности», – сказал журналист, продюсер, режиссер, телеведущий Иван Кононов.
За такое увольнение всей эфирной бригады и «волчий билет» на работу в СМИ. Но сначала на ковер к начальству – Мамедову и чиновникам из ЦК.
«Я мальчишка в окружении зубров телевидения, говорю: «Во всем виноват я». – Мамедов сказал: «Ну, что ж, если у нас в программе «Время» работают такие честные и ответственные помощники режиссеров, это хорошая кадровая работа», – добавил Иван Кононов.
Мамедов умел ценить и подчиненных и информацию, которую они добывают. Журналистика, как он сам говорил, – главное его призвание.
«Уникальный человек в том смысле, что он одновременно мог следить на экранах телевизоров за тем, что идет на разных телевизионных программах по стране, разговаривать с тобой, перелистывать эфирные материалы, тексты, которые ты ему приносишь, и замечать любую оплошность», – вспоминает главный редактор главной редакции информации ЦТ Гостелерадио СССР, руководитель программы «Время» Григорий Шевелев.
Именно на нем была ответственность за то, что сейчас любят называть контент. В 1970-х Гостелерадио руководил Сергей Лапин – человек со сложным характером.
«Лапина не любили, его очень боялись. Он очень не любил творческих. Он был до мозга костей чиновник, старался усидеть на своем месте. Мамедова больше любили. Люди поражались, что он вникал, интересовался, любил журналистов», – рассказал журналист, телеведущий, переводчик, ведущий программы «Вести» Александр Гурнов.
Это, похоже, было взаимно. Сколько раз он спасал эфир той или иной программы. Он мог с цензурой на самом верху договориться.
«Мамедов был уважаем в самых разных властных структурах. Ему ничего не стоило поднять телефонную трубку правительственной связи. Он клал себе руку за голову и говорил кому-то из секретарей Центрального комитета: «Слушай, мне тут говорят, что это бы не надо делать. Но почему же не надо? Мы обязательно подробно об этом расскажем. Авторитет, которым он пользовался у руководства страны, был высочайшего уровня», – говорит Григорий Шевелев.
Благодаря Мамедову на советских экранах появились «В мире животных», «Утренняя почта», «Международная панорама» и «Очевидное – невероятное». Именно при нем пережили свои самые звездные времена такие проекты, как «Кабачок 13 стульев» и «Вокруг смеха». Удачным получилось и интеллектуальное казино «Что, где, когда» – новый уникальный формат, когда простая советская пенсионерка в прямом эфире могла профессора экзаменовать, а потом еще и ценный приз за каверзный вопрос получить.
Первый заместитель Гостелерадио был инициатором прямых спортивных трансляций. Телевизионная версия Олимпиады-80 стала каноном освещения Олимпийских игр для всего мира. При нем телепремьера стала такой же престижной, как и кинопоказ. «Вечный зов», «Тени исчезают в полдень», например. Гостелерадио становится заказчиком художественных фильмов и сериалов. Творческое объединение «Экран» – тоже отчасти его проект.
«17 мгновений весны» – это его детище. Это только его забота, его защита. Не хотели пропускать этот фильм на экраны, потому что говорили, что вы там наснимали. Это какие умные немцы. Что вы делаете?» – рассказала журналист, писатель Надежда Исмаилова.
Мамедов кино отстоял. Там нацистская верхушка такая, какую он запомнил на допросах Нюрнберга: умный, хитрый и опасный враг.
«Второй случай, когда «Мосфильм» запускал «Иронию судьбы» Рязанова. Они тоже были против и даже закрыли эту картину. Рязанов обратился к Энверу Мамедову», – добавила Надежда Исмаилова.
Вновь Мамедов смог объяснить товарищам из ЦК, почему советскому зрителю нужно такое кино. Он ведь дипломат, он умел убеждать. Премьера «Иронии судьбы» была на телеэкране.
Отказывать у него тоже получалось. Например, самой Софи Лорен. Та мечтала сняться в «Анне Карениной», но Энвер Назимович объяснил, что русские женщины не простят. В итоге лента вышла на экраны с Татьяной Самойловой в главной роли.
В разгар горбачевской перестройки, когда ветер гласности еще не грозил стать ураганом вседозволенности, Энвер Мамедов ушел с телевидения по собственному желанию и вернулся в свое родное АПН, а ныне РИА «Новости», где работал консультантом и советником главного редактора.