"Я с вами немного мёртвый разговариваю": мюзикл "Последнее испытание" в Омске
Мюзикл - возможность на три часа забыть о реальности и отдаться фантазии, порой даже не сказочной. Как понять "нелёгкий лёгкий", как он выглядит изнутри? Материал из цикла публикаций, в котором разговариваем с теми, кто сегодня задаёт стандарты жанра, чтобы выяснить, как мюзикл влияет на своего зрителя и зачем вообще о нём говорить. * Спойлер: в этот раз здесь не персональное интервью, мы успели пообщаться с артистами мюзикла "Последнее испытание" во время их гастролей в нашем городе. Забыв, что за гранью скрывается враг, Идёт на закланье влюблённый дурак. Но вместо восторга возвышенной страсти Его поглотил торжествующий мрак. Рейстлин Маджере открывает врата в бездну... впервые в Омске. Мюзикл "Последнее испытание" о чёрном маге и его пути к становлению богом представляет московский театр "Этериус". Привезти в регион полноценную постановку, режиссёрами которой выступили Дарья Январина и Ярослав Баярунас, оказалось слишком трудозатратно, поэтому концептуальная концертная версия спектакля - оптимальный вариант для гастролей. Фанатам жанра порой и этого достаточно для полного счастья. Ведь в театр они идут услышать живое исполнение любимых арий, зная все тексты наизусть , а не ради первого знакомства с материалом. - Принимают великолепно, и считаю, что привозить такие концептуальные концерты и мюзиклы в регионы необходимо. Жанр же реально крутой: музыка - самое выразительное средство человеческих чувств, души. Чем больше эта музыка насыщена актёрской игрой, тем больше это аукается в сердечках зрителей. Я считаю, мюзикл очень ярко раскрывает нас как артистов и даёт вам, зрителям, возможность почувствовать материал как можно объёмнее: вы видите танцы, вы слышите арии, вы чувствуете драматическую игру. И когда в зале есть зритель, который ловит нашу энергию, - случается очень крутой синтез, который делает счастливее и нас, и вас, - замечает Евгений Градусов, артист мюзиклов и исполнитель роли Даламара. "Последнее испытание" идёт на разных площадках с 2014 года. Сюжет основывается на серии книг "Сага о копье" и рассказывает историю из фэнтези-вселенной DragonLance: чёрный маг планирует стать богом, но чтобы достигнуть своей цели, ему нужно выдержать испытания. Тот, кто видел однажды Тьму, Никогда не поверит в Свет: Всё, что свято, сошло на нет... И глаза не солгут ему. Тяжёлое детство, невыносимые ноши, кошмары, предательства, огонь - для мага не проблемы, но вот испытание любовью Рейстлину пройти не суждено. Кажется, будто это чувство просто неподвластно ему. Однако именно любовь играет в этой истории ключевую роль. Об этом главному герою, как ни странно, намекает владычица Тьмы. - Меня, конечно, можно назвать просто плохой девчонкой, но это слишком поверхностно и плоско. Каждый герой совершенно неоднозначен. Поэтому как просто отрицательного персонажа, Такхизис воспринимать точно не стоит. И отношения с Рейстлином у неё тоже неоднозначные, она ведь не то чтобы загубить его хочет, она постоянно подсказывает ему, как добиться желанной цели. Все их главные диалоги происходят в ариях о любви. Она его постоянно предупреждает: тебе придётся преодолеть то, о чём ты даже не подозреваешь. И уже в арии "Властелин ничего" она ему говорит: "Но ты не спра-а-а-вился, я тебя предупреждала", - делится мыслями о своей роли актриса Галина Шиманская. - Любовь - это же самое главное в любой истории. Здесь тем более, потому что говорим о мироздании: "Но Бог, что мир сотворил, рождён был из сердца". Вот вам и прямое подтверждение важности любви в этой истории. Любовь важна же не только на сцене: мюзикл - интерпретированная проекция нашего с вами мира. - Любовь здесь открывает врата в бездну, так что она тут жертвенна и важна , - соглашается исполнитель главной роли Максим Раковский. Единожды ходить на "Испытание" в этом фандоме не принято - состав артистов играет большую роль: одни разыгрывают сказку, другие - психологический триллер. В Омске, по словам артистов, спектакль был о магии и неоднозначности, переменчивости обстоятельств: любовь и открывает путь к всевластию, и губит; силы зла и ведут к цели и отнимают любую возможность обрести счастье. Тёмный маг - не тот, кто зол, А тот, кто прибегает к силам зла, Их как средство подчинив той цели, Что быть может и светла... - Знаете, я вообще в любой ситуации предпочитаю и играть, и выбирать сказку. Во-первых, фэнтези как жанр, на мой взгляд, сегодня очень актуально, видимо, действительно, не хватает людям чего-то в своей реальности. Во-вторых, в работе над ролью Рейстлина я иду не по классике, я не пытаюсь наделить мага человеческими чертами, я мыслю категориями: зачем магу захватывать мир? Для чего ему его чёрная магия и всевластие? Каждый выход на сцену нахожу для себя новые ответы и играю, как чувствую: в первой арии я, конечно, всегда уверен, что мне нужно стать богом и захватить этот мир, а вот в конце разные эмоции бывают. Когда-то это разочарование в цели и цене средств её достижения, когда-то сожаление, когда-то восторг. Поэтому слова: "Каждый раз мы играем разный спектакль", - это не пустая общая фраза. Нет, по драматическому наполнению реально получается всегда по-новому. С какими бы чувствами артисты ни выходили в финале, нельзя отрицать - публика любит материал в любом исполнении. Он здесь первичен. В чём его феномен? "Последнее испытание" - первопроходец в фэнтезийном российском мюзикле, - говорит Максим Раковский. Автор текстов Елена Ханпира и композитор Антон Круглов отражали в ариях многогранность каждого персонажа. Даже второстепенные герои здесь переворачивают ход событий и запоминаются публике надолго. - Второстепенные персонажи часто становятся самыми любимыми среди всего мюзикла и самыми долгожданными фандомом. Говорю вам это как артист, который обычно работает как раз над этими персонажами. Что нужно сделать, чтобы в зрителя "попасть"? Сделать яркого крутого персонажа. Даламар мой как раз такой. Крутой Эльф - чего бы его не любить-то? - с улыбкой добавляет Евгений Градусов. - Я всё-таки ученик великого чардоея, который немножко поехал крышей и хочет устроить конец света. А я очень хорошо понимаю, что это невыгодно ни мне, ни всем живущим на свете, поэтому мне приходится предать Рейстлина, чтобы потом получить за это по башке (улыбается) , точнее - небольшой спойлер - он в итоге меня убивает. Поэтому я с вами сейчас немного мёртвый разговариваю, - с улыбкой поясняет артист. - А вообще, история Даламара про верность и предательство в одном. На предательство идёт и ученик, и его учитель. Отличие лишь в том, что только последний добивается своей первоначальной цели, но при полном отсутствии заветного чувства ставит под сомнения свои первоначальные желания. Однако любые сомнения уже напрасны. Ошибки не исправить. В материале "Купить билет в другую реальность: зачем нам в "бренной жизни" мюзикл" мы разобрались, почему среднестатистическая публика привыкла ждать от мюзиклов хэппи-энда, и пришли к тому, что далеко не все спектакли кончаются банальными признаниями в чувствах. Так, "Последнее испытание" - как раз для любителей отсутствия сентиментального финала, ведь в финале героев ждёт вовсе не поцелуй любви. А выбор, который предстоит сделать у края бездны. Поэты говорят, что мир спасётся любовью. Но нас с тобой иная встретит судьба. За право быть богом расплата любовью - Цена невысока. Напомним, ровно год назад в интервью с Евгением Егоровым , вокалистом группы "Эпидемия" и артистом мюзиклов, исполняющим роль Рейстлина Маджере в московских спектаклях, мы обсудили цену мечтаний героя. Фото: Илья Петров