Волюшка Новгородская в "Ведогонь-театре"
Неоконченная последняя пьеса А.К. Толстого о событиях средневековой междоусобицы Новгородской республики и Суздальского княжества относится к жанру исторической драмы. Сюжет заимствован писателем из "Истории государства Российского" Николая Карамзина, но не отражает историческую точность происходящего. Для автора важно другое – драма личности в момент трудного выбора. Исторический фон способствует отчетливому взгляду на истинность причин поступков героев. Кажущаяся подлость, обернувшаяся человеческой жертвой во спасение вольного города – подвиг на все времена. "Ведогонь" взял в работу "высокую" драматургию Алексея Толстого. Осада Великого Новгорода войсками Суздальского князя, казалось бы, тема из "седой старины", рифмуется невероятной актуальностью с веком XXI. В этом уверены создатели нового спектакля. Глубина психологизма, трезвость оценок разворачивающихся событий, мотивированность поведенческих реакций персонажей позволяет рассуждать о сегодняшнем времени и его людях. Команда постановщиков, не отрицая трудность сценического материала, смело взялась за честный и умный разговор, как между собой, так и со зрителем. Режиссер Сергей Виноградов был склонен к условности историзма средневековой вольницы новгородцев. Бытование жителей, их привычки, манеры, церковное песнопение воспроизведены из сегодняшнего представления о той эпохе. К работе коллектива был приглашен историк-консультант Павел Лукин. Возникало много неясностей по причине скудной информации о XIII столетии. Простой вопрос - как приветствовали друг друга горожане, рукопожатием либо били по рукам, будучи людом торговым? Безусловно, важным "героем" действа стал знаменитый колокол. Его вольный голос, созыв на новгородское вече, грозный набат, звучали в сценах спектакля. Специфическая сложность, неоконченность пьесы, была успешно решена поступательностью сквозного развития, обусловившей вытекающий из этого очевидный финал повествования. Хотя осталась и небольшая доля его открытости для размышлений зрителя. Созданная главным художником "Ведогонь-театра" Кириллом Даниловым сценография – скупая, не перегруженная, но достаточная для создания атмосферности. На заднике очертания собора Святой Софии. Костюмы Янины Кремер претендовали на соответствие эпохе. Самые "навороченные" наряды получились у двух персонажей – Боярыни Мамелфы Димитровны, вдовы прежнего посадника, и Боярина Фомы Григорьича, бывшего новгородского воеводы – политических противников нынешнего посадника и его сподвижников, которые были облачены очень лаконично. Все исполнители больших и малых ролей выказали убедительность в создании характеров своих героев, погружении в образ, порадовали хорошим ансамблем. Павел Курочкин исполнил титульную роль посадника, новгородского градоправителя Глеба Мироныча. В игре актера было спокойствие и уверенность от героя, всепонимание и достоинство вольного гражданина. Яркий, запоминающийся образ грозной и фанатичной Боярыни Мамелфы создала Наталья Тимонина. Дмитрий Лямочкин эффектно смотрелся богатым дельцом и хитрым интриганом Боярином Фомой, готовым на сделку с врагом. Молодая часть труппы – Егор Васильев (Чермный), Федор Липатов (Василько) и другие были на своем месте. Двухактный спектакль смотрелся интересно, порой даже захватывал, как детектив. Длинноты в мизансценах отсутствовали. Непафосная простота в хорошем смысле была общим настроением действия. Это не вызывало лишних сложностей восприятия публикой сюжета, написанного своеобразной стихотворной прозой с обилием старинных слов. Выбор труппой к своему 25-летнему юбилею такого сценического материала, как историческая драма А.К. Толстого, делает ей честь и подтверждает профессиональную компетентность коллектива. Наполненная смыслами новая работа вызывает уважение.