Владимирский симфонический оркестр впервые выступил на Северном Кавказе

Осенние гастроли в Грозном и Махачкале были приурочены к 1000-летию юбилея Суздаля. Желание выступить в республиках Северного Кавказа было уже давней мечтой художественного руководителя коллектива Артема Маркина. Знакомство жителей республик с классической музыкой даёт неизменный стимул и вдохновение, пробуждая творческие эмоции и яркие впечатления.

Владимирский симфонический оркестр впервые выступил на Северном Кавказе
© Российская Газета

Два концерта в Грозном и Махачкале собрали многочисленную публику. Оба вечера прошли с аншлагом. Выбор Артема Маркина малоизвестных сочинений Петра Ильича Чайковского за исключением его популярного Скрипичного концерта был продиктован стремлением открыть слушателям мир раннего незнакомого Чайковского, вдохновлённого творчеством его современника, русского драматурга Александра Островского - симфонической увертюры "Гроза" и Интродукции и "Плясок сенных девушек" из оперы "Воевода".

Владимирский губернаторский симфонический оркестр порадовал прилежной игрой в партитурах русского гения, каждая из которых не что иное, как выраженный в звуках страстный и тоскующий порыв к счастью, который разбивается о роковые веления бесстрастной судьбы. Сольную партию в знаменитом Скрипичном концерте виртуозно исполнила замечательная молодая скрипачка, лауреат множества всероссийских и международных конкурсов Маргарита Гладышева. Нежное и умиротворенное звучание скрипки, окаймленное выразительным аккомпанементом оркестра, оттеняли стремительные пассажи, с которыми так искусно справлялась солистка.

Специальный музыкальный подарок кавказской публике Артём Маркин приготовил вместе с музыкантами Владимирского губернаторского оркестра под занавес обоих вечеров. В Грозном и Махачкале дважды прозвучала колоритная Лезгинка из Сюиты № 2 "Иверия", соч. 42 ("Кавказские эскизы") Михаила Ипполитова-Иванова. Заповедная красота природы Кавказа, превратившей эту местность в сплошной цветущий сад, народные обычаи и обряды вдохновили композитора на создание двух сюит для большого симфонического оркестра "Кавказские эскизы".

Путешествуя по Военно-Грузинской дороге и знакомясь с её топографией и деталями, Ипполитов-Иванов ещё больше полюбил этот дивный горный край. Грузинские пляски, танцевальные ритмы и яркие темы народных песен полонили сердце Ипполитова-Иванова. В Лезгинке и "Шествии сардаря" он применил экзотический восточный барабан (timpani orientali), что буквально с грузинского означает "тимплипито" (глиняные литавры). Всё это создаёт волшебную прелесть звучности и поразительную индивидуализацию оркестровых красок! Артем Маркин прекрасно чувствует эту национальную музыку и харизматичен в работе с оркестром. На каждый жест и взгляд маэстро музыканты охотно откликались, постепенно заряжаясь стихией этой буйной танцевальной миниатюры.

Прямая речь

Артем Маркин, дирижер Владимирского губернаторского симфонического оркестра:

- Основной целью этого тура является пропаганда культуры владимирского региона и, конечно же, ближайшие торжества, связанные с тысячелетием древнего Суздаля. Большинство концертных программ мы уже представили в городах Северо-Западного федерального округа: Пскове, Великом Новгороде, Калининграде и Санкт-Петербурге. Наш оркестр слушали в центральной России - Твери, Смоленске, Иванове и даже на русском севере - в старинной Вологде. Недавно побывали с гастролями в Минске, где нам был оказан тоже очень теплый и благосклонный прием белорусской публики. В преддверии открытия нового музыкального сезона мы решили выбраться с концертным туром на Северный Кавказ. В Грозном и Махачкале я уже бывал со своей семьей пять лет назад. У русских людей вообще есть такая характерная тяга к Кавказу (возможно связанная с творчеством Лермонтова и Толстого), точно так же, как и здесь есть взаимный интерес к русской культуре. Я считаю, что такие музыкальные вояжи необходимы, прежде всего, для обменов культур между российскими регионами, в том числе республик Северного Кавказа. Сейчас у нас такое время, когда мы должны быть все вместе, культура объединяет нации. Я думаю, что благодаря таким контактам, рано или поздно появятся чеченские симфонии современных композиторов. Да и вообще у каждой национальности обязательно возникнет какая-то своя национальная опера и появятся вокально-симфонические жанры: оратории, кантаты и сюиты. С нами на гастролях талантливая молодая скрипачка, лауреат всероссийских и международных конкурсов Маргарита Гладышева. Она уже играла с оркестром Скрипичный концерт Сибелиуса, сейчас исполнила не менее превосходную жемчужину скрипичного репертуара - Концерт Петра Ильича Чайковского. Его музыка находит путь к сердцу любого человека. В качестве биса мы вместе с оркестром приготовили для жителей Чечни и Махачкалы специальный музыкальный сюрприз - Лезгинку из "Кавказской сюиты" русского композитора Михаила Ипполитова-Иванова. Вообще, в музыке многих русских композиторов присутствуют восточные ориентальные мотивы, в том числе регионов Кавказа. Ипполитов-Иванов активно изучал кавказский фольклор. Наши дагестанские коллеги предложили мне идею исполнить в следующий раз Праздничную лезгинку Мурада Кажлаева. Это тоже очень яркая и самобытная музыка"!