Фильм "Туман" Наталии Гугуевой получил сразу пять наград на Международном кинофестивале IIIFF
В Мадриде прошла премьера российского фильма режиссера Наталии Гугуевой "Туман", а до этого там же он получил сразу пять наград на Международном кинофестивале IIIFF, в том числе - за лучшую мужскую и женскую роли. И все это несмотря на демонстрации украинских активистов, которые призывали организаторов отменить показы и вычеркнуть киноленту из программы.
"Туман" был единственным российским фильмом в конкурсной программе этого престижного фестиваля. Причем у нас было 8 номинаций из 10 возможных, - рассказала "РГ" режиссер. - И нам вдвойне приятно, что испанцы не дрогнули, когда я узнала о победах, которые были объявлены на фоне демонстраций, я даже всплакнула".
Ранее "Туман" получил спецприз жюри на итальянском кинофестивале Ariano International Film Festival, причем все новостные сюжеты о смотре начинались именно с рассказа об успехе российского фильма. Картина участвовала также и в "Днях российского кино в Турции", и в "Русском кинофестивале в Бразилии".
Если к международному триумфу прибавить более десяти побед на российских кинофестивалях, то, без сомнения, "Туман" - одно из открытий этого киногода. И это тот случай, когда успех не смогут оспорить ни зрители, ни кинокритики.
Во-первых, это психологический триллер, жанр сегодня мегапопулярный, во-вторых, это психологический триллер, придуманный и поставленный женщиной, что само по себе любопытно, в-третьих, кино это на 95 процентов снято на старейшей в мире метеостанции на берегу Баренцева моря, в Териберке. Природа и обстановка здесь сама по себе триллер, погода меняется каждые пять минут, да еще по всему острову невидимой силой расставлены каменные ловушки, крутые обрывы, мощные водопады… В таком месте выжить-то подвиг, а сделать здесь полный метр - не легче, чем слетать в космос.
"Туман" стал единственным российским фильмом в конкурсной программе IIIFF в Мадриде
Впрочем, наш кинематограф умеет выживать вопреки законам гравитации.
Еще одна причина, по которой этот фильм попал в фокус внимания критиков, - имя режиссера. Наталия Гугуева известный в России документалист, ее "Форсаж", "Свидетели любви", "НЕрасставание" - уже в истории культуры, но художественное кино Гугуева до этого не снимала. Зрела, накачивала мышцы, собирала в копилку образы и детали, чтобы выстрелить своим дебютом.
И надо сказать, она выстрелила. "Туман" Наталии Гугуевой не только полностью оправдывает ожидания даже самых предвзятых любителей и знатоков кино, но и добирается до таких метафизических высот, к которым многие наши кинематографисты даже подходить боялись. Речь о том, как благими намерениями рушится рай.
Наталия Гугуева сразу вводит в картину свое альтер эго - главная героиня в "Тумане" кинодокументалист, причем, что важно для понимания ее мотивов - документалист начинающий, ей во что бы то ни стало нужно отснять "бомбический" материал, и она такой находит - на далеком острове пропадает семейная пара метеорологов. Всеми правдами и неправдами девушка (роль исполняет актриса Театра Наций Валерия Репина) на этот остров попадает, причем в компании метеоролога, которого журналисты и следствие пытались обвинить в исчезновении коллег. Мужчина и не скрывает - да, на убийство способен, к тому же ведет себя странно, то красное платье гладит, то носится по острову с гранатой. Роль Денисом Бондаренко (молодым актером Театра им. Вахтангова), если не придираться попусту, сыграна вполне достойно.
Сюжет закручивается, и каждый новый поворот бьет под дых также неожиданно, как мощные волны, что тут и там обрушиваются на каменистые берега острова. В ткань повествования вводятся флешбэки, и мы видим, что происходило здесь, на краю света, перед исчезновением супругов.
А происходил там вполне себе библейский сюжет - двое (Ольга Красько и Евгений Харитонов) полюбили друг друга и уехали на далекий остров, чтобы строить там свой рай. Но дьяволу не страшны даже самые северные дали, и вот появляется третий метеоролог, статный, молодой, в прошлом военный летчик, как в такого не влюбиться Еве? К тому же он явно сочувствует ее личному горю, сострадает ей, в отличие от Адама, который, впрочем, тоже любит Еву самозабвенно, и отдавать ее третьему лишнему совсем не собирается.
Чем дальше документалистка разгадывает тайны этого потерянного рая, тем больше штормит на море, сгущается туман, в истерику срываются даже перелетные птицы… Но главный враг не природа, куда страшнее тот, кто рядом, кто, кажется, окончательно настроен погубить все живое на этом клочке Вселенной.
Если переводить на язык метеорологов, то синопсис фильма можно описать так: местами рай, местами ад, холодный ветер с дождем не оставляет шансов на безоблачное существование героев.
Режиссер Владимир Котт называет "Туман" северным нуаром. Сама Наталия Гугуева уверяет, что ей хотелось притчевости. Она ее, пожалуй, добилась. История получилась о любви и ненависти, о страсти и нежности, о всепрощении… О грехопадении и вознесении. О саморазрушении и собирании человека. Причем это не дешевый триллер, где напоказ визжат от ужаса или зажевывают страх попкорном, нет, все эмоции и чувства у зрителей прокручиваются где-то на кромке сердца.
Увы, есть ощущение, что как раз сама природа так и не стала героем фильма, как того добивались авторы "Тумана". Скорее природа иногда примеряла на себя фуфайку режиссера - не давая снимать, например, крупные планы, которых иногда не хватало. Что-то, возможно, из-за той же непогоды снять не удалось - отчего остаются вопросы к мотивам поступков героев. И все же - в самой развязке мы увидим над морем такую радугу, без которой финал получился бы недотянутым, не притчевым.
Отдельные аплодисменты выдающемуся оператору-постановщику - Шандору Беркеши. Он с духами острова боролся голыми руками, в том смысле, что снимал без штатива - и виртуозно. Везение, что именно такой богатырь оказался рядом с хрупкой Наталией на ее дебютной картине. В российский прокат триллер выйдет в ноябре.