Войти в почту

«Медуза» под колпаком у Мюллера

«Фильм «Семнадцать мгновений весны» начинается с того, что шеф РСХА Кальтенбруннер делится с шефом гестапо Мюллером сомнениями в том, искренен ли штандартенфюрер Штирлиц в своём оптимизме. После чего Мюллер, Айсман и прочие увлечённо подслушивают Штирлица. Да и вообще фильм полон прослушками и подсиживаниями. Точно ли борющееся за свободу западное начальство не может осторожно прослушивать штандартенфюрерин фон Тимченко? «Доверяй, но проверяй», — указывал Рональд Рейган».

На прошлой неделе руководство базирующегося в Латвии русскоязычного СМИ «Медуза»* выступило с тревожным сообщением. Согласно ему, предположительно, ещё в феврале с. г. на смартфон руководителя «Медузы» Г.В. Тимченко было внедрено шпионское программное обеспечение Pegasus.

Разработанная в Израиле программа позволяет отслеживать контакты телефоновладельца — с кем говорил и о чём говорил.

Поскольку с момента эмиграции Тимченко в Латвию (чему уже почти десять лет) ведомое ею СМИ окончательно забросило чепец за мельницу, полностью перейдя на службу миру и прогрессу —

«Российская, — говорю, — военщина

Известна всему свету!

Как мать, — говорю, — и как женщина

Требую их к ответу!» —

логичным со стороны эмигрантских борцов было бы обвинить российские спецслужбы в оснащении телефона Тимченко вредоносной начинкой.

Эта версия тоже рассматривалась наряду с другими, ещё более экзотическими. Такими, что Pegasus главе «Медузы» подложили спецслужбы то ли Азербайджана, то ли Казахстана, то ли Узбекистана. В принципе, когда речь идёт о рыцарях плаща и кинжала, исключать ничего нельзя. В советские годы для деликатных операций КГБ порой использовал «соседей» — восточногерманские Штази, болгарские и чехословацкие спецслужбы. По этой логике почему бы сегодня не послать на дело узбекских чекистов? Хотя и непонятно зачем. Ужели своих Бошировых и Петровых не хватает?

Также, чтобы уж охватить все варианты, было сказано о вероятности того, что это дело рук латвийской госбезопасности.

Но основной версией была германская.

В аналитической статье главный редактор «Медузы» И.С. Колпаков почти прямым текстом настаивал на том, что все мы под колпаком у Мюллера: «Возможно, это сделала одна из европейских спецслужб».

На первый взгляд, такое рвение западных спецслужб могло бы показаться странным: «Совсем озверел Чёрный Абдулла, своих даже не жалеет», но убедительная логика в подозрениях Колпакова о колпаке имеется.

Он пишет: «Медуза» запустилась в Риге в 2014 году. Мы работаем в ЕС уже почти десять лет. За это время наше издание из крошечного проекта, состоящего из полутора десятков сотрудников, превратилось в крупнейшее международное СМИ на русском языке». Допустим, что так. Но точно ли такое чудесное возвышение было достигнуто самым безукоризненным путём и самыми справедливыми средствами, исключительно на основе свободы слова и рыночной экономики? Ни от кого не исходила серьёзная финансовая и организационная поддержка? Визовая, наконец, с которой в той же Латвии бывает всякое, что и сам Колпаков поминает. Вспомним, как располагавшийся в той же Риге оптимистический телеканал «Дождь»** брякнул что-то не то — и только этого Дантеса мы и видели. Вот что бывает порой без поддержки.

То есть тут или случай совершенно чудотворного действия латвийской свободы, или чудотворению отчасти способствовали и невесомые, интегральные — а главное, неафишируемые — ходы и связи с разными возвышенными учреждениями. Типа как «Радио Свобода»*** — «независимая радиостанция, финансируемая конгрессом США». А раньше, до начала 1970-х годов, так и вовсе без конгрессовской прокладки напрямую финансировалось ЦРУ.

Однако, если чудо чудом, но и налаженные контакты с некоторыми учреждениями тоже имели место, тогда эти учреждения могли заявлять о своих резонах в области безопасности. А внутренняя безопасность — это дело серьёзное.

Фильм «Семнадцать мгновений весны» начинается с того, что шеф РСХА Кальтенбруннер делится с шефом гестапо Мюллером сомнениями в том, искренен ли штандартенфюрер Штирлиц в своём оптимизме. После чего Мюллер, Айсман и прочие увлечённо подслушивают Штирлица. Да и вообще фильм полон прослушками и подсиживаниями. Точно ли борющееся за свободу западное начальство не может осторожно прослушивать штандартенфюрерин фон Тимченко? «Доверяй, но проверяй», — указывал Рональд Рейган.

Тем более что у ЦРУ имеется скорбный опыт. И. о. главного редактора русской службы «Радио Свобода» О.А. Туманов затем оказался полковником КГБ и в 1986 году бежал в СССР. И не только Туманов. Чехословацкая госбезопасность аналогично отличилась на «Радио Свободная Европа». Тогдашний глава службы безопасности РС/РСЕ Ричард Каммингс всё это прошляпил. Теперь его пример — другим наука.

Бдительность тем более насущна, что Г.В. Тимченко ездила в феврале 2023 года в Берлин не развлекаться или шопинг проводить, а принимать участие в ответственном мероприятии. Там проводилась то ли Ванзейская, то ли Остзейская конференция эмигрантских СМИ, на которой в закрытом порядке обсуждались дальнейшие способы борьбы за окончательное решение русского вопроса. Возможно, на совещании и кураторы присутствовали. Прорентгенить участников до седьмого колена — нормальная работа контрразведки. И непонятно, зачем И.С. Колпаков с «Репортёрами без границ» обижаются.

Живи он под началом Г.В. Тимченко во Фленсбурге и выращивай устриц, скорее всего, и никакого Pegasus бы не было.

Когда же есть желание участвовать в политической борьбе, всегда надо быть готовым к тому, что кураторы-партнёры-работодатели станут проявлять любопытство. Так уж от веку заведено, и напрасно либертарианцы против того говорят.

* СМИ, признанное иностранным агентом по решению Министерства юстиции РФ от 23.04.2021. «Проект Медуза» (Medusa Project) включён в перечень иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана в России нежелательной.

** СМИ, признанное иностранным агентом по решению Министерства юстиции РФ от 20.08.2021.

*** «Радио Свобода» / «Радио Свободная Европа» — СМИ, признанное иностранным агентом по решению Министерства юстиции РФ от 05.12.2017.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.