И Пушкин множился в зеркалах

Детский музыкальный театр "Зазеркалье" из Санкт-Петербурга – завсегдатай ежегодного фестивального смотра "ВИДЕТЬ МУЗЫКУ". В этом году питерцы привезли в Москву три свои постановки. На Новой сцене Большого театра были представлены оперы: "Отелло" Д. Верди, "Алиса в Зазеркалье" Е. Подгайца и недавняя премьера "Пиковая дама" П. Чайковского. В декабре 2022 года труппа во главе с художественным руководителем Александром Петровым и главным дирижером Павлом Бубельниковым отметила 35-летие со дня основания. В связи с юбилеем, как "отражение" большого фестиваля музыкальных театров, "Зазеркалье" преподнес свой мини-фестиваль московской публике. Постановку "Пиковой дамы", сентябрьскую премьеру 2022 года, команда с берегов Невы не презентовала Москве, как визитную карточку своего города. Традиционно-классические виды Летнего сада и Канавки не сопровождают действо. Режиссер-постановщик Александр Петров рисует Петербург, как психологическую декорацию, в литературной традиции сумасшедших и утопленников Пушкина-Достоевского. Лиза после встречи с Германом в последнем акте входит в черную воду вздымающихся наводнением волн на заднике (видеоконтент Сергей Рылко), волны-полотна на сцене накрывают ее. Сценография Семена Пастуха – сложное пространство черного зазеркалья служит отсылом и к таинственной мистике города-призрака, и к блужданию болезненного сознания Германа, и ко многим аллюзиям, которые разгадает умный зритель. "Зазеркалье" в "Пиковой" абсолютно верен себе. Мастерский почерк режиссера узнаваем в стилистике и подходе к решениям. Большие зеркально-отражательные поверхности декораций, освещаемые снаружи и изнутри, расположены по трем сторонам сцены и дают бесконечные возможности игры со смысловыми и пространственными акцентами в процессе развития сюжета. Прихотливость перемещения участников, входы-выходы героев, пластика передвижений массовых сцен создают различные подтексты, эмоциональные противоречия, сужают и раздвигают масштабы мизансцен. Любопытна мысль, которую высказал основатель, художественный руководитель и главный режиссер театра Александр Петров на пресс-конференции, посвященной старту VIII фестиваля "ВИДЕТЬ МУЗЫКУ". Намекая на название своего детища и его источник, сказку Л. Кэррола "Алиса в Зазеркалье", режиссер улыбнулся: "Мы много лет пытались пробраться в нору кролика, через 35 лет мы там и теперь смотрим на мир изнутри нее в отверстие". Думается, что это один из ключей к "дверям Алисы" – прочтение "Пиковой дамы" Пушкина-Чайковского, которым пользовались придумщики спектакля. Подглядеть изнутри, затем, перевернув отражение, с другой стороны – таким образом реализуется процесс "видеть музыку" в спектакле. Буйная фантазийность – также приоритет творческого кредо коллектива. Гениальная партитура "Пиковой дамы" смело подверглась купюрам, но приобрела музыкальные вставки композитора Анатолия Королева, которые в электронно-акустической манере с цитатами из оперы уводили оперное представление в подчеркнутую театральность. Был введен коллективный персонаж из четырех артистов миманса – Пушкин. Александр Сергеевич, числом четыре, заявил о себе сразу в оркестровом вступлении к опере, затем возникал не единожды. В связках эпизодов, подметая опавшие листья, баюкая старую графиню, его (их) хрестоматийный вид с бакенбардами и в цилиндрах несколько разбавлял мрачность сценической и сюжетной картинки легкой иронией поэта-мудреца. Детский музыкальный театр, вероятно, не забыл и о просвещении своих зрителей, чтобы, как говорится лишний раз (хотя, безусловно, не лишний) напомнить юным об авторе этой мистической истории. Музыкально-вокальная составляющая исполнения была весьма достойной. Дмитрий Каляка в партии Германа показал свой сильный красивый тембр, вокальную убедительность. Также, особенно в сцене игорного дома, певец выказал прекрасную драматическую игру. Напряжение арии "Что наша жизнь?" стало более чем уместным финалом развития образа героя. В первых актах, казалось, артисту не хватало любовного томления в сценах с Лизой. Потом стало ясно, что он к этому и не стремился, выстраивая характер персонажа, всецело поглощенного лишь одной навязчивой мыслью. Елена Миляева в партии Лизы была выразительна, но действительно пленила в финальной сцене у Канавки силой драматизма в игре и в голосе. Иван Васильев (Елецкий), Анна Евтушенко (Полина) порадовали своими номерами взыскательное ухо слушателя. Ансамбль мужского хора слаженностью и яркостью исполнения в последней картине добился цельности и силы эмоций. Вся вокальная красота исполнения зиждилась на искусном управлении оркестровым организмом маэстро Павла Бубельникова. Стройно интонационно, динамически профессионально "уступая" голосам, оркестр поднимал кульминации до необходимого градуса драматизма партитуры Чайковского. Спектакль, двигаясь к развязке истории, припас россыпь оригинальных средств выразительности ближе к окончанию оперы. Второй акт буквально "расцвел" режиссерским и исполнительским искусством, опустив занавес больших гастролей "Зазеркалья" на VIII Фестивале "ВИДЕТЬ МУЗЫКУ"-2023.

И Пушкин множился в зеркалах
© Ревизор.ru