Журнал «Крокодил» кормил советских людей западными ценностями
Агитпроп работал против СССР в тесной связке с ЦРУ и прочими проводниками западной идеологии. Да как же так, воскликнет читатель, поживший в советские времена. Ведь Агитпроп защищал идеологическую невинность советских граждан от разлагающего влияния западной пропаганды! Теоретически это так. А реально обе «лавочки» действовали заодно против советской системы и даже часто дополняли друг друга.
К примеру, официальные американские СМИ – радиостанция «Голос Америки», журнал «Америка» и др. – славили американскую демократию, небоскрёбы, яхты, автомобили и т.д., но они не могли говорить, что в Америке самый лучший стриптиз, канкан, проститутки и т.д. Но это за них делал советский Агитпроп.
Посмотрите, как показана Америка в любом советском фильме 1960-1980-х годов. Там повсеместно рестораны, бары, и если не стриптиз, то героин.
По мнению руководства Агитпропа советская молодёжь должна была возмущаться подобными сценами. Агитпроп навязывал молодёжи выдуманный фантастический образ «Хомо Советикус».
Любовь по-советски – это когда влюблённая пара неделями, а то и месяцами гуляла по улицам, ходила в кино, а первый поцелуй следовал в конце фильма перед самым ЗАГСом. Любовный конфликт обычно был связан с тем, что отрицательный герой сообщал девушке, что её парень не выполняет соцобязательства. Следовало объяснение, но в конце концов истина торжествовала, и герои шли в ЗАГС.
Советский Агитпроп создал и супер-монстра – «настоящего мужчину». Этот монстр между 18-летней красавицей и 30-летней дурнушкой выбирал дурнушку, да ещё с ребёнком. Между здоровой и богатой и бедной и больной он, естественно, выбирал последнюю. И это при том, что в советских школах зубрили закон Дарвина, где проповедовалась борьба за выживание, выбор живыми существами оптимальных вариантов и т.д. Надо ли говорить, что подавляющее большинство советской молодёжи в 1960-1980-х годах не желали жить по стандартам советских киногероев. И, естественно, их куда более привлекал западный образ жизни.
По указанию ЦК КПСС Агитпроп вёл непримиримую борьбу со «стилягами», западными танцами и музыкой. То есть именно с тем, что нравилось советской молодёжи.
Агитпроп шёл по проторенной дорожке. Павел I запретил вальс, Николай II – танго, а Хрущёв – буги-вуги. Посмотрите карикатуры в журнале «Крокодил» и в газете «Правда». Там «стиляги» – слегка окарикатуренные симпатичные молодые люди в модных, но чуть гротескных одеяниях. У «стильных» девиц длинные и красивые ноги, дорогое нижнее бельё и т.д. Понятно, что при виде таких карикатур у молодёжи появлялось желание вести себя так же.
Мне запомнилась карикатуру на красивого стильного парня с подписью: «Ругали Глеба, что не поехал на уборку хлеба. “Зачем мне хлеб, – ответил Глеб невозмутимым тоном. – Коньяк положено закусывать лимоном”».
Надо ли говорить, что московские парни не рвались ехать в колхоз убирать хлеб хотя бы потому, что в страду видели толпы колхозников, носившихся по Москве в поисках дефицита. Да и какой парень отказался бы от рюмки коньяка с лимоном?
Между тем, дядям из Агитпропа не нужно было даже напрягать свои мозги, а бороться со стилягами, показывая их такими, какие они есть на самом деле. Например, в 1960-х годах публиковать фотографии девиц в супермини, из-под которых предательски вылезали голубые или жёлтые байковые панталоны. Меня сие забавляло и на улицах, и в театрах, и в аудиториях МИФИ.
В каком-то остроумном венгерском фильме показан ресторан с пляшущими стилягами. Важный американец с сигарой спрашивает: «Это чардаш? – Нет, это – рок-н-ролл!» У янки падает сигара изо рта. Увы, до такого в нашем Агитпропе не додумывались. Риторический вопрос – на кого работал Агитпроп?
С 1960-х годов наша пропаганда зачем-то начала романтизировать белогвардейщину. Если в кинофильмах 1920-1940-х годов белые офицеры и генералы изображались внешне неприглядными, жестокими и не слишком умными, то в 1960-1980-х годах господ офицеров играли лучшие «герои-любовники» советского кино от Олега Стриженова («41-й») до Владимира Высоцкого («Служили два товарища»). Одеты господа офицеры в хорошо пошитые и подогнанные по фигуре мундиры, которых у них отродясь не бывало – посмотрите фотографии и кинохронику 1918-1920 годов. Везде господа офицеры поют романсы, красиво говорят о возрождении «единой и неделимой» и т.д.
Риторический вопрос, в кого влюблялись советские девушки 1960-1980-х? В плакатных краскомов или в красавцев-офицеров?
Самое интересное, что офицеры, показанные в фильмах 1920-1940-х годов, куда ближе к действительности, нежели их героизированные персонажи в брежневские времена.
Ах, как тогда «совковые» девицы пели романсы о поручике Голицыне и корнете Оболенском! На самом деле Голицыны, Оболенские, Юсуповы уже в 1918 году оказались «за бугром» и оттуда гневно обличали большевиков. Характерный пример – из тридцати великих князей, которые к 1917 году все имели воинские звания от полковника и выше и были увешаны иконостасом орденов, треть была расстреляна большевиками в 1918-м, а остальные драпанули в тихую Европу. И ни один (!) не воевал в белых армиях.
Подавляющее большинство офицеров в белых армиях в 1918-1920 годах происходили из прапорщиков военного времени, которые сами себя произвели в штабс-капитаны и даже генерал-лейтенанты. Тот же штабс-капитан Бермонт в конце 1918 года оказался генерал-лейтенантом князем Аваловым.
Вот, например, культовый фильм «Адъютант его превосходительства», снятый в 1969 году по реальным событиям 1919 года. В фильме краскомы остались плакатными, а вот господа офицеры до предела героизированы.
Сюжет фильма – противостояние штабс-капитана Павла Кольцова (Юрий Соломин), ставшего красным разведчиком, и его начальника, командующего Добровольческой армией генерала Владимира Ковалевского (Владислав Стржельчик). Оба красивы, интеллигентны, благородны, умны, прекрасно воспитаны. На обоих – красивые мундиры.
А что же было на самом деле? Прототипа Ковалевского генерал-лейтенанта Владимира Май-Маевского генерал Врангель в своих мемуарах именовал «генерал-алкоголиком» и обличал его в тотальных грабежах. Май-Маевский был предельно жесток и подписывал приговоры о расстрелах, не глядя.
А его адъютант Павел Макаров (в фильме Кольцов) не отличался благородным воспитанием. Он был сыном стрелочника, имел образование 4 класса и, чтобы не идти в окопы, подался в прапорщики военного времени. Никакой разведкой у Май-Маевского он не занимался. Связей с большевиками не имел. Чтобы попасть в адъютанты к Май-Маевскому, назвался штабс-капитаном.
С Владимиром Зеноновичем у Макарова сложились прекрасные отношения. Мнимый разведчик умел устраивать своему шефу попойки. Вместе они крутили романы с сёстрами Жмудскими, дочерями крупнейшего харьковского сахарозаводчика. Кстати, Макаров ещё и спекулировал сахаром.
Но надо отдать должное обоим. Несколько раз после обильных попоек генерал с адъютантом садились в автомобиль, выезжали на передовую и поднимали пехоту в психическую атаку. И, как ни странно, оба шли в первых рядах и даже ни разу не были ранены. Красные обычно от этого обалдевали и бежали.
Позже Макаров был арестован врангелевской контрразведкой, но не за шпионаж – из него просто хотели выбить компромат на генерала Май-Маевского. Сам Май-Маевский к осени 1920 года спился и умер.
Ах, в кино нельзя показывать реальную жизнь, иначе зал будет пуст. А разве сказанное – не сюжет для многосерийного приключенческого фильма? А если добавить, что Макаров бежал из-под ареста, собрал партизанский отряд и стал помощником матроса-анархиста Алексея Мокроусова – командира крымской Повстанческой армии. Куча приключений в борьбе с врангелевцами.
Увы, создателям фильма «Адъютант его превосходительства» нужен был не вестерн, а баллада о героях-офицерах: Кольцове, который сделала правильный выбор и Ковалевском, который тоже молодец, но немножко запутался.
В первые послевоенные годы дети играли в войну. Кто постарше и посильнее, изображали наших, а кто послабее – немцев. А в 1970-1980-х благодаря советским кинофильмам ребята в играх предпочитали быть немцами – уж больно те выглядели красиво. Кстати, родственникам Вальтера Шелленберга очень понравилось, как Олег Табаков сыграл бригаденфюрера СС.
А вот два фильма на одну и ту же тему: «Жаворонок» и «Т-34». В обоих фильмах немцы решают проводить на полигоне расстрел трофейного танка Т-34 и зачем-то туда сажают экипаж из пленных советских танкистов.
На самом деле в Германии, СССР, да и во всём мире обстрел своих и трофейных танков на полигоне проводился одинаково. Противотанковую пушку ставили на расстоянии 100, а то и 50 метров от неподвижного танка. Зачем? Чтобы точно попасть в маску пушки, в зазор между башней танка и корпусом и другие уязвимые места. Заряд в гильзе уменьшали так, чтобы скорость снаряда у брони соответствовала дальности в 500, 800 и более метров.
После стрельбы специалисты полигона измеряли размеры и форму пробоин, изучали повреждения приборов танка, осколки снарядов внутри танка и т.д.
А представьте себе, что внутренность танка забита месивом из мяса, костей и обрывков одежды...
Режиссёры и консультанты уверены – «пипл всё схавает». А если в зале найдётся нехороший мальчик, которых закричит: «А кинорежиссёр-то голый!»? Ведь находятся порой.