Российские торговые центры отказываются от размещения кинотеатров
Девелоперы стали отказываться от размещения кинотеатров в новых торговых центрах. Основная причина — уход с российского рынка проката зарубежных мейджоров. Сейчас доля таких залов в проектируемых или только построенных объектах не превышает 0,5%. Это следует из материалов исследования компании Commonwealth Partnership, пишет «Коммерсантъ».
Пик популярности на киноплексы в составе моллов пришелся на 2010-2014 годы. Тогда они проектировались в 60% торговых центров. С 2015-го по 2019 год кинотеатры открывались в каждом пятом ТЦ.
Комментирует глава российского представительства корпорации comScore, член совета Ассоциации владельцев кинотеатров Роман Исаев:
Роман Исаев глава российского представительства корпорации comScore, член совета Ассоциации владельцев кинотеатров «С учетом ухода огромного количества арендаторов и брендов начиная с прошлого года экономика торговых центров трещит по швам. Кинотеатры, которые раньше всегда были якорными арендаторами, таковыми больше не являются. Девелоперы, которые в основном строят торговые центры на кредитные средства, не могут себе позволить планировать арендаторов и проектировать соответствующие площади, которые в перспективе не привлекут трафик. Но старые кинотеатры продолжают по уже сложившейся традиции с 2020 года, с ковидного локдауна, общаться с владельцами торговых центров относительно сохранения пониженных ставок аренды. Для арендодателей это крайне некомфортная история. Те из них, кто имеют возможность, продолжают идти навстречу и согласовывают пониженные ставки. Кто не может это делать либо не хочет (а таких тоже достаточно много), вынуждают кинотеатры либо платить больше, чего кинотеатры сейчас делать не могут, либо уходить. Перепрофилирование — прежде всего под фитнес-залы, на глазах количество таких примеров множится. В силу геометрии пространства двухэтажного кинотеатра, в силу построенной «гребенки» — либо бетонной, либо металлической, — на которой размещены ряды кресел, это не дает возможности быстро и недорого перепрофилировать под какое-то другое назначение».
Другой вопрос, что доля планируемых ТЦ и объектов, которые сейчас на стадии строительства, минимальна по сравнению вообще с любым периодом. Раньше строили в пять-десять раз больше по квадратным метрам, а сейчас рынок достаточно насыщен, по-другому развиваются коммерческие площади. Плюс в целом в ретейле — серьезный кризис. Продолжает эксперт по коммерческой недвижимости Ольга Антонова:
Ольга Антонова эксперт по коммерческой недвижимости «Новый девелопмент, который так или иначе связан с развлечением или предполагает развлекательный компонент, сегодня в последнюю очередь будет рассматривать проекты с кинотеатром. Киносети в России не развиваются, агрессивного развития в ближайшие годы не ожидается. То есть спроектируешь торговый центр, а тебе некому будет его сдать. Если рассуждать о потребителе, ему кинозалы нужны, потребители по-прежнему с удовольствием это поглощали бы, если бы был контент. Сокращают площади кинозалов. Крупных объектов за последний год даже на моей практике было всего три, это больше 100 тысяч квадратных метров. Когда есть техническая, строительная и прочая возможность в действующем объекте, чтобы сдать часть помещения под другие форматы, собственники это делают. Такой тренд есть. В метрах его выразить пока сложно будет для рынка».
Как пишет газета «Коммерсантъ», на данный момент российские города насытились моллами регионального масштаба. Теперь фокус девелоперов сместился в сторону небольших районных объектов, которые могут успешно работать без кинотеатров.