Уральский кинокритик - о тематике суицида в сериале «Доктор Хаус»
Уральский кинокритик Евгений Иванов рассказал ИА «Уральский меридиан» о столь сложном и остром социальном явлении через призму не менее фундаментального сериала.
Сериал о гении медицинских загадок, состоящий из восьми сезонов, поднимает самые разные вопросы бытия: от супружеской верности, профессии, красоте, финансах до пласта философии и религии. Достоевский наших дней в американском исполнении. Делается это ненавязчиво и зачастую с незаменимым чёрным юмором.
«Подрядчик накосячил. Ну, Вы понимаете, о ком я», – подмигивая пациентке, поставил диагноз доктор Хаус, явно говоря о том, что ему пришлось исправить ошибку Всевышнего, заложенную при рождении в человеческий организм.
Это к вопросу о религии.
Не могли сценаристы столь выдающегося сериала обойти и едва ли не самую острую проблематику общества – суицид.
В конце пятого сезона жизнь самоубийством заканчивает один из диагностов из команды доктора Хауса – Катнер. Все окружающие, коллеги и приёмная семья Катнера, пребывают в шоке. Он выглядел жизнерадостным, у него не было депрессии, он улыбался коллегам и, кажется, радовался жизни. Он был едва ли не самым ценным кадром в диагностической команде доктора, очень часто подмечая то, что не заметили другие. От других, более благополучных белых коллег, его отличала трагичная биография – родителей Катнера застрелил грабитель, когда он был маленьким, поэтому его, индуса, усыновила немецкая семья. Также чертой его личности было лёгкое отношение к смерти, что он не раз говорил про себя сам. И зрителям это показывали. Например, когда в результате несчастного случая умерла молодая коллега-врач, легче всех её смерть воспринял именно он, Катнер. Хотя нравилась она ему едва ли не больше всех, судя по тому, что в своё время он приглашал именно её на свидание.
Что несёт за собой смерть, выбранная добровольно… Именно это и решились показать в сериале. Сезоном ранее в результате ДТП погибла одна из ярчайших героинь сериала – молодая, дерзкая и талантливая Эмбер («Двуличная стерва»). Её уход из жизни стал трагедией для возлюбленного, но для окружающих – врачей, учёных и коллег, – её смерть воспринималась, кажется, значительно проще. Для людей логики было ясно – авария – это несчастный случай, трагически сложившиеся обстоятельства, в которых виновник происшествия один. Не она сама выбрала свою смерть.
Совсем другое дело – Катнер.
«Вы не знаете, почему? У него была депрессия? Проблемы с финансами, девушкой, в семье? Он Вам ничего не говорил?» – допытывает Хаус вопросами едва ли не всех окружающих.
И у всех на лице один вопрос – «почему»? Виноваты ли в этом люди? Может быть, что-то не доглядели? Не досмотрели? Не увидели, не заметили? Его коллега приводит статистику – иногда суициды совершаются людьми без депрессии, и окружающие абсолютно никак не в силах это предотвратить.
Для любителя медицинских загадок Хауса его смерть навсегда станет немым, неразрешённым вопросом – «почему?» На редкость логичный доктор, кажется, начинает мыслить не логично. Сначала винит в его смерти приёмных родителей. Индус, усыновлённый немцами, и взявший их европейскую фамилию. Возможно, у него были проблемы с самоидентификацией? Затем Хаус приходит к выводу, что его убили. Но у молодого врача не было врагов, а человек, убивший его семью, сгнил в тюрьме от аневризмы аорты, так и не успев выйти на свободу.
Людям просто… больно. И, кажется, сценаристы старались показать, что за смертью здорового человека, не испытывающего физической боли, стоит эгоизм. Он ушёл, оставив ни в чём не виноватых людей с болью.
Человек выбрал свою дорогу, никогда больше не имея возможности вздохнуть. Жизнь его ровесников-окружающих же идёт своим чередом. Одни коллеги строят отношения и держатся за руки на кремации тела Катнера, хоть и со слезами на глазах. Другие всего через несколько серий поженятся. Смерть сменяет жизнь, и наоборот.
Есть люди, которых осуждают за то, что они не приходят на похороны. Друг Катнера, который предпочёл именно так и и поступить, занимаясь пациенткой, пока все окружающие ходят в шоке и с немым вопросом «почему?» в конце, наедине с собой, попросту разрыдался. Хаус же вместо присутствия на церемонии прощания со своим подчинённым бродит по его квартире, стараясь найти ответ и детально разглядывая семейные фотоснимки. Через несколько серий ему суждено начать терять свой разум. После суицида подчинённого доктор перестал спать. Так один человек по какой-то причине выбрал свою дорогу в бездну, а другие же обречены на душевные муки.
Ранее агентство писало о том, что сериал «Доктор Хаус» о циничном и одиноком враче-мизантропе хорош в момент жизненного кризиса. О сериале в своё время ходили легенды. Тем не менее, по тем или иным причинам, до сих пор есть зрители, которые его не посмотрели.