Оркестр имени Осипова и Юлия Рутберг представили "живой портрет" Рахманинова

Великий композитор, дирижер, пианист, выпускник Московской консерватории, один из наиболее исполняемых авторов, все это - Сергей Васильевич Рахманинов. Но что мы знаем о нем как о человеке, о его увлечениях, чувствах? Почти ничего, если не заниматься этим вопросом специально. В Театре имени Вахтангова попытались раскрыть внутренний мир композитора, рассказав о главных этапах его жизни, истории создания шедевров, знаменательных встречах, переломных моментах судьбы.

Оркестр имени Осипова и Юлия Рутберг представили "живой портрет" Рахманинова
© Российская Газета

На сцене театра прошел музыкально-литературный вечер, посвященный 150-летию со дня рождения Рахманинова - юбилею, который широко отмечается в этом году в стране. В двухчасовое путешествие по реке времени публику отправили Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н. П. Осипова и народная артистка России, актриса Юлия Рутберг.

Музыкально-литературный вечер (автор сценической версии - Антонина Венедиктова) включал в себя чтение дневников и писем Рахманинова, художественных текстов о композиторе, которые были представлены на фоне звучания фрагментов его произведений. Беззаботное детство и первые музыкальные впечатления у бабушки в Великом Новгороде, суровые условия в пансионе педагога Николая Зверева и первые сочинения, любимая усадьба Ивановка - место силы и вдохновения, провал Первой симфонии и лечение гипнозом, Первая мировая война и вынужденная эмиграция, новая жизнь и бесконечная тоска по родине…Авторы проекта не упустили ни одного важного события из биографии Рахманинова, максимально широко нарисовали его "живой портрет", не ограничиваясь известными фактами, а детально, по-музыковедчески выстраивая повествование.

Юлия Рутберг невероятно артистично, живо и увлекательно вела экскурсию по маршруту становления великого композитора - казалось, артистка театра Вахтангова была знакома с ним лично.

Атмосферу конкретного эпизода из жизни Рахманинова воссоздавали фрагменты его же сочинений в обработке для оркестра народных инструментов. И это были не просто самые известные рахманиновские опусы, знакомые слушателям, а те, которые соответствовали каждому текстовому "блоку" по настроению (драматическая кульминация "Русской песни" в момент рассказа о пожаре в Ивановке), либо прямо озвучивали сказанное (например, при упоминании отца Рахманинова прозвучала Полька В.Р., которую Василий Аркадьевич часто играл).

Оркестр имени Осипова под управлением дирижера Владимира Андропова подчеркнул свойства рахманиновской музыки, которые позволяют назвать его "самым русским композитором" - широкие певучие мелодии, колокольность, древние лады. Уникальные тембры домры, балалайки, гуслей внесли особый колорит в произведения, которые были изначально написаны для симфонического оркестра, а также создавали любопытный диалог с соло фортепиано (Анастасия Давыдова) и с вокалом (сопрано Дарья Рубцова).