Фортуна явилась: как в Омске открыли 84-й филармонический сезон
Рассказываем, что ждать в этом году от Омского академического симфонического оркестра, и раскрываем сверхзадачу дирижёра на ближайшее будущее. Хандрите с наступлением холодов и сезона дождей? С ненастным настроением всегда "расправится" хороший саундтрек: он или спасёт день, или окончательно "добьёт", придав мощной драмы. Тут уж как вам больше нравится, но мы точно можем сказать, что академическая музыка подойдёт для любого варианта. В дождливый вечер 22 сентября Омская филармония открыла свой 84-й сезон. Признаюсь, мой "промозглый" день после этого события точно стал в разы приятнее. Для старта сезона главный дирижёр и художественный руководитель Омского академического симфонического оркестра Дмитрий Васильев подобрал сочинения, насквозь пропитанные любовью: 34-я симфония Моцарта, в которой композитор прощается со своим неразделённым чувством; Сценическая кантата Карла Орфа Carmina Burana, где каждая строка, - это и ужас, и беспредельная любовь к земной жизни. "O, Фортуна, словно луна ты изменчива, всегда создавая или уничтожая; ты нарушаешь движение жизни, то угнетаешь, то возносишь, и разум не в силах постичь тебя" Изначально Carmina Burana - средневековый сборник латинских стихов 11-13 века, являющийся кодексом баварского монастыря Бойерн. Центральный образ текстов - колесо Фортуны, определяющее завтрашний день: маховик вращается, человек полностью оказывается во власти судьбы. В ХХ столетии Карл Орф берётся за написание музыки к 24 средневековым сюжетам. Одноимённая кантата становится главным сочинением его жизни. Сегодня этот мотив с первой ноты узнаёт практически каждый житель Земли. Для исполнения сценического произведения требуется расширенный состав оркестра: максимальное количество ударных, два рояля, два певческих коллектива и солисты. Ради исполнения хоровых пассажей и григорианских распевов на открытие сезона в Омск прилетели Лада Меркульева (солистка Большого театра), Анджей Белецкий и Валерий Макаров (солисты Московского театра "Новая опера"). Партии детских голосов исполнили воспитанники Омского государственного детского ансамбля, а основным голосом сочинения стала Магнитогорская государственная академическая хоровая капелла имени С. Г. Эйдинова. - Мы всегда рады приезжать в Омск! Мы очень любим вашу филармонию. В Магнитогорске культурообразующий коллектив - наша капелла. Оркестра, как у вас, у нас нет. Поэтому сотрудничество с Омским симфоническим для нас всегда долгожданно. В этот раз мы выступаем у вас с кантатой Carmina Burana - это, честно, настоящий праздник души, потому что и произведение всегда аудитории заходит на ура, и артистам этот материал петь - удовольствие. Там столько чувств, штрихов, нюансов. Эмоции во время исполнения этого материала меняются очень быстро, нас действительно кружит это колесо фортуны, - рассказала художественный руководитель Магнитогорской капеллы Надежда Артемьева. Напомним, что во время их февральского визита в Омск мы обсудили с Надеждой, чем капелла отличается от хора и в чём кроется шарм такой подачи музыкального материала. Открытие 84-го филармонического сезона в Омске, можно сказать, прошло с успехом - десятиминутные овации публики и бесчисленные "браво" тому подтверждение. - Представляете, я даже не знаю, как вам сейчас на вопросы отвечать. Мне кажется, я забыл все слова, которые знал. Это очень круто, - делится эмоциями слушатель Влад. - Я сегодня в филармонии впервые и, признаться, не думала, что уйду, ни разу не уснув. Я после сегодняшнего концерта уже никогда не назову классику скучной. Это певческое произведение - это не мёртвое и доисторическое. Это что-то яркое, современное и, конечно, совсем не простое для восприятия, но интересное. В нём чувствуется и что-то демоническое, и как ни странно ощущается беспрерывный поток света, - отметила после концерта зритель Валерия. Чтобы зрители были в шоке от восторга, в филармонии постоянно кипит работа: музыканты часами работают над партиями, художественные руководители разрабатывают концепции программ, различные службы согласовывают графики с приглашёнными коллективами, солистами и дирижёрами на год-два вперёд. "Ждём вас на концерте завтра" здесь не работает. В этом сезоне за пульт Омского симфонического встанут Михаил Голиков, Илмар Лапиньш, Крэйг Робертс, Юрий Медяник, Кристофер Чен… (кто ещё? - смотрите в афише Омской филармонии) . Как такой обмен дирижёрами сказывается на стиле звучания и почему он действительно важен оркестрантам, перед одним из "летних" концертов нам уже рассказал скрипач Роман Верещагин. Несмотря на то, что жаркий сезон Омской филармонии прошёл насыщенно, "Большой симфонический парк. Баттл оркестров" стал знаковым событием лета. Отдохнуть музыканты всё же успели: главный дирижёр и художественный руководитель симфонического выбрал курорт, горный воздух и тишину. Насладился покоем, а теперь с головой в работу, однако перед стартовым концертом Дмитрий Васильев всё же успел поделиться с нами ожиданиями от 84-го сезона: - Не знаю, как публика, а мы точно по концертам соскучились. Можно было бы из программ сделать некий сериал. Я об этом думал, но тогда нужно, чтобы на все концерты цикла ходили одни слушатели, а у нас аудитория совершенно разная, поэтому пока ориентируемся на самые разные вкусы и фактически еженедельно представляем омичам новые программы. Есть в них и серьёзные известные произведения, то, что на слуху, и не менее глубокие современные сочинения: Будет программа "Посвящение". Одно из произведений, которые мы там исполним, написано нашим современником Вениамином Юсуповым и посвящено нашему оркестру. Премьера состоится 26 октября. С пианистом Дмитрием Маслеевым устроим хулиганский концерт. Кроме задорного первого концерта Шостаковича, который был написан композитором в молодом возрасте, сыграем концерт Капустина. Он в стиле не то классики, не то рока, не то джаза. Но и это не всё: попытаемся исполнить пьесу американского композитора Райли, которая называется " In C ". Её большим оркестром ещё никто не играл - вот это действительно будет хулиганство В рамках традиционной "Белой симфонии" впервые исполним оперу "Франческа да Римини", чем и завершим юбилейный год С. Рахманинова. Что и когда сыграть? Этот вопрос дирижёра не мучает и сомнений не вызывает. Представляет на суд трогающий его материал, и пока – ни одного промаха. На любой концерт Омского симфонического сегодня солд-аут. Рисковые программы приводят в академический зал не только закоренелых фанатов классики. Пока маэстро разрабатывает 85-й сезон, аудитория охотится за абонементами на этот. - Меня сейчас очень интересует Моцарт: спектакль "Амадей" в драме сильно увлёк - я в восторге. И вот в репертуаре оркестра есть два очень интересующих меня концерта: один - с музыкой Моцарта, другой - с сочинениями Сальери. Хочу сама сходить и выбрать для себя победителя среди них. Хотя, думаю, это будет Моцарт, - с улыбкой рассказала слушательница Ирина. - Всегда жду от оркестра чего-то экзотического. Люблю авангардные концерты филармонии - благодаря им видно, что академическая музыка живёт и не умирает, мы видим, что здесь играют не по заплесневелым партитурам, - говорит зрительница Наталья. Любовью к экспериментам Дмитрий Васильев славится, но злоупотреблять ей не планирует: броскости программ предпочитает истинную красоту. - Думаю, в этот раз мы удивим тем, что не будем пытаться никого удивить. Наша публика уже достаточно образована, мотивирована, имеет интерес и к классике, и к современным сочинениям. Поэтому в этот раз я подобрал программу по-настоящему красивой музыки, - резюмирует дирижёр. Сегодняшние композиторы занимаются не только визуализацией звука, устраивая на сцене перформансы с автомобилями и диджеями. Они пишут качественную, глубокую музыку, как и их предшественники. Понимания этой мысли маэстро стремится добиться от публики в этом году. Идеальный сезон - сбалансированный сезон. Если процент классики и новшеств плюс/минус будет на равных - тогда каждый зритель легко сможет оторваться по-симфонически. Фото: Илья Петров