Беспалов, Максимова, Бурунов – идеальный микс для фильма о вертком депутате
Тут не только звездный каст, но и злободневная тема «непротивления злу насилием» переделанная в сражении со злом против зла. О создании ленты, параллелях и личном отношении к кинематографу рассказал режиссер ленты Филипп Ролихин. Это ваш третий по счету фильм после Message#1 и «#КАРАНТИН». Как вы выбираете темы для фильмов? Я думал вы спросите, почему в названии нет решетки… (смеется). Я бы не сказал, что есть какая-то система. Месседж писал не я – на мой взгляд мы немного опоздали там с релизом, потому что тема апокалипсиса и календаря Майа в 2014 году уже запоздала. Карантин снимался перед собственно карантином. Это был большой эксперимент, хотелось представить как будет устроен мир, если всех посадят под замок. В момент съемок в это не очень верилось. А потом вдруг всех реально заперли и оказалось, что 90 процентов проблем мы угадали. С «очень важным студентом» – достаточно выстраданная история – сценарий написали в 2019 году. Отложили проект из-за пандемии. И доделали только в 2021-м. Как появилась идея ленты? Мне кажется идея на поверхности! Очевидно, что «герой нашего времени» с отрицательной коннотацией — это решала, коррупционер. Хотелось снять историю, которая перевела бы его в позитивное состояние. Поставила бы его в ситуацию, где он вынужден меняться. Отталкиваясь от этих вводных, сюжет приходит на ум достаточно легко. Наш герой — это такой депутат, который, соответственно, вошел в клинч с мэром города. Его подставляют, и он попадает в студенческую среду, где он должен получить диплом, чтобы вернуть себе положение .Важно было сделать максимально честное высказывание на тему… Вот от режиссеров можно услышать понятие «честное высказывание», «честный фильм». Но я не уверен, что понимаю, что это. Вы можете объяснить? Сложно говорить за всех. Я имел в виду, состояние, когда ты говоришь о вещах и рассказываешь истории, про которые не можешь молчать. Либо ты сейчас снимешь, либо взорвешься. Если меня не интересует балет и перипетии в балетном коллективе, то, наверное, про них рассказывать было бы нечестно. Для меня. Кого-то, наоборот, только это и интересует, соответственно, для них это художественная честность. История это самодвижущейся механизм – ты начинаешь писать, и она сама диктует движение: какие-то повороты, о которых ты не думал в начале… Поговорим немного о проблеме творчества. Как вы думаете, почему вы креативны? Ох, люблю эти вопросы. Смотрите, ты пишешь, потому что ты не можешь не писать. Я бы не проводил грань «вот я креативен, а он не креативен». Все креативны! Нет такого что «я – режиссёр, а ты вот не режиссёр, я сценарист, а ты не сценарист, я продюсер, а ты не продюсер» — это всё только в головах. Ты написал на бумажке любую историю, ты взял камеру, взял VHS-кассету, вставил её в камеру… (смеется) снял одним планом полтора часа своей истории, загрузил это на YouTube. Всё! Ты режиссер! Сейчас половина читателей подумали: VHS – кассеты? Что это? Ну по крайней мере они знают, что такое Youtube! (смеется) Нет никакого порога, ценза, образования. Ты сам решаешь, режиссёр ты или нет. То есть дальше ты уже просто масштабируешь бюджет и пытаешься сделать, чтобы это большему количеству людей было интересно, или более эрудированной части аудитории было интересно. Поэтому творчество — это такая штука… ты просто решил им заниматься и занимаешься. Но надо помнить, что это путь, очень часто связанный с бедностью. Многие приезжают, условно говоря, в Лос-Анджелес и дальше просто ходят по кастингам или пишут историю и носят её продюсерам годами, работая в кафе. Кто-то «выстреливает», кто-то нет. Это лотерея. Я думаю, каждый должен делать выбор сам. Нужно заниматься кино, если ты не можешь этим НЕ заниматься. В остальных случаях есть гораздо более легкие пути к богатству и славе. Расскажите об актерах из «Очень важного студента», особенно понравилась работа Михаила Беспалова. Как его утверждали? Да, Миша — это совершенно гениальный человек. Мы с ним были знакомы, потому что он снимался у меня в пилоте «Такого кино» с Наташей Медведевой, потом его не утвердил канал, потом мы вместе сняли полный метр, потом я снимал с ним мюзикл в театре «Оперетта». В целом, мы достаточно давно друг друга знаем. Он идеальный актер для этой роли. Если вы посмотрите на его репертуар в театре – это в основном плут-ловелас. Так что предложенная роль очень близка ему. Я бы даже сказал, что это его органическая форма существования. Надеюсь, он не будет читать это интервью! (смеется) По остальным актёрам было сложнее. Полину Максимову я хорошо знаю по «Такому кино». Сергея Бурунова привел Миша, они давно и близко дружат. Это потрясающий актер, жаль у него там только небольшой эпизод. Остальных мы искали на кастинге. Я очень доволен тем ансамблем, который в итоге получился. Вы выиграли несколько международных фестивалей. Вы рассчитывали на это? Нет. (смеется) Если честно, я был удивлён, что эта лента на фестивалях может что-то завоевать. Потому что мы снимали абсолютно народно-повествовательную историю. Для меня в ней не было ничего фестивального. Но, видите, сама жизнь как-то всё это развернула так, что лента в рамках фестивальной программы оказалось актуальной. Это здорово. Необязательная вещь, но приятная. В целом, киноязык в ленте можно сравнивать с тарантиновским. Как вы сами относитесь к подобным сравнениям? Я с большим скепсисом отношусь к любым сравнениям кого-то с кем-то. Я понимаю, что это неизбежно, так, условно говоря, устроен человеческий мозг. Нам нравится искать какое-то подобие, сопоставлять факты, ища причинно-следственную связь. И поэтому бесконечные вот эти сравнения, часто переходящие в обвинения. Если вы спросите любого клипмейкера на тему того, какие отзывы он получал, то большинство этих отзывов «А вы знаете, этот кадр вы взяли оттуда, а то отсюда». Я не утверждаю, что совсем никто ничего не «заимствует»… (смеется) Просто надо понимать, что одинаковые ситуации порождают одинаковые решения. Я бы не сказал, что вообще что-либо из Очень важного студента” похоже на Тарантино. Да, это такая немножко диалоговая история. Но для меня это скорее классический ситком. Скорее «Друзья», чем «Бешеные псы». Но тут любой зритель может составить свое мнение, и это здорово, когда мнений много. Вы любите монтаж? Насколько фильм поменялся на постпродакшене? Я люблю монтаж, если его немного. Если монтажа становится в моей жизни слишком много, я его перестаю любить. Наше кино очень сильно поменялось. Потому что одна из задач, которая перед нами стояла – мы хотели сделать пилот сериала. Соответственно, в пилоте сериала было гораздо больше линий, чем то, что вы видите в фильме. Там было порядка 12 персонажей с конфликтами и заявками на долгую историю. И когда мы приступили к монтажу, собственно, короткометражного фильма, мы поняли, что линий слишком много. Захотелось более чистой истории: с одним героем, с конкретным инициирующим событием, с конкретными поворотами в рамках этой истории. То есть нам эти 12 персонажей с семью конфликтами были не нужны. Пришлось их вырезать. Пострадала в основном линия Полины Максимовой и ее команды, но не только. Конечно, резать тяжело. Конечно, это всегда очень по живому, по больному, по выстраданному. Но при этом, ты чувствуешь, что сама история становится лучше. Какой бюджет у фильма? Не могу вам сказать, коммерческая тайна. У нас было порядка 11 смен. Это достаточно быстро для того качества продакшена, который вы видите. За сколько сейчас вообще реально снять короткий и полный метр? Тут надо понимать, что короткий метр может иметь любую длину. То есть короткий метр может длиться, буквально, 8 секунд. Наверное, на телефон его можно снять бесплатно. Стандартный короткий метр длится 20 минут. Но, опять же, в короткий метр нет смысла вкладывать большие средства. Потому чтокуда-то продать его невозможно. Коротыш имеет либо фестивальную ценность – его задача выиграть какие-то фестивали, чтобы тебя заметили, чтобы дали бюджет на какую-то длинную историю. Либо они имеют продюсерско-тизерную ценность. Ты снял короткий метр, показал, знакомому продюсеру (в качестве начала истории) – он сказал: «да, классно, давай из этого делать полный метр». Ты говоришь: «а вот у меня уже и сценарий есть» – и даёшь ему сразу сценарий. Ну все-таки какие-то цифры примерные можно назвать? Давайте попробуем посчитать. В России короткий метр на 20-минут — вы можете снять, за 5 дней. Если вы с актёрами договорились, что они играют бесплатно, или это какие-то непрофессиональные актеры, или это актеры-самородки из школьного кружка. То смена вам минимально обойдется в 250 тысяч. И еще 250 тысяч на монтаж звук и цвет. Итого, полтора миллиона. Что касается полного метра – цифры любые. Вот в Якутии есть примеры, когда снимают полный метр за 4 миллиона рублей. Наверное, в Москве это сложно себе представить, особенно если ты собираешься платить актёрам. Опять же, на короткий метр с актёрами договориться проще. Если тебе нужно 4 смены, у каждого актёра по две – люди способны это время потратить. Когда ты полный метр снимаешь, у тебя 19, 20, 40 смен. Кто будет бесплатно этим заниматься? Только люди, которым нечем заняться. Но есть выход – снимать жён олигархов… (смеется) Поэтому я думаю, что цена на полный метр начинается от 100 миллионов. Если у вас экшен, взрывы, стрельба, погони и в главных ролях Саша Петров с Сергеем Буруновым, это, условно говоря, от 500. А если это разговорная история на кухне, где сидят 5 неизвестных актеров и решают, кто из них должен пожертвовать собой, чтобы спасти человечество… наверное, это можно снять и за 30 миллионов рублей. Фото: предоставлены пресс-службой.