«Дальний Восток закаляет характер»: актер Никита Кологривый — о кино, русской закалке и культуре

Одна из самых ожидаемых кинопремьер осени — картина «По щучьему велению» выйдет в прокат 26 октября. Актер Никита Кологривый сыграл в ней главную роль — сказочного персонажа Емелю. «Вечерняя Москва» пообщалась с артистом.

«Дальний Восток закаляет характер»: актер Никита Кологривый — о кино, русской закалке и культуре
© Вечерняя Москва

— Никита, как вам эта сказочная роль?

— Емеля для меня — совсем новый герой. Таких чистых, добрых, беззаботных и отважных людей в мире тяжело найти. Антагонистов (отрицательных персонажей. — «ВМ») играть проще — я их и в жизни встречал, и играл. А в этот раз своего героя пришлось создавать почти с нуля.

— На печи, на которой Емеля ездит, сложно усидеть?

— Печь развивает скорость до 50 километров в час! Чтобы я с нее не слетел, меня закрепляли с помощью незаметных тросов. Самые сложные сцены выполняли каскадеры — вот под ними печь просто летала, они крутились вокруг нее. Смотрелось со стороны невероятно!

— В сериале «Макс и Гусь» ваш герой прямо противоположен Емеле. Но вместе с юмором в проекте немало жесткости. А в жизни ее приходится применять?

Артист Ильдар Тагиров: Танец и театр вызывают равнозначное переживание

— Подобные качества воспитал во мне двор Новосибирска, где прошло мое детство. Я воспитывался в мужских коллективах. Там нужно огрызаться, уметь защищаться, показывать зубы, а для этого порой приходилось быть жестким. К сожалению или к счастью, во мне это качество присутствует. Я знаю, как с ними быть в кадре, а в жизни — не всегда.

— Но кулаки не включаете?

— Как только хочется это сделать, надо пойти в спортзал, встать с профессионалом в спарринг (тренировочный бой. — «ВМ»). И сразу расхочется применять кулаки, потому что получишь пару раз и поймешь, что без драки намного лучше живется.

— Слышал, что люди в Сибири и на Дальнем Востоке — особенные...

— Я вместе с отцом работал монтажником на острове Русский и строил во Владивостоке океанариум. Много ездил. Там действительно особые люди. Недавно общался с академиком, геологом Николаем Похиленко — большим ученым, директором Института геологии и минералогии (имени В. С. Соболева. — «ВМ») в Новосибирске. Он мне рассказывал, что после экспедиций по Якутии и Дальнему Востоку пришел к выводу: на 200 километров там порой встретишь одного человека, но каждый — личность.

Актер Дмитрий Бозин: Поставил спектакль из заговоров и частушек

Люди там многое превозмогают, общаются на языке природы, умеют слышать, с ними всегда интересно. По-моему, эти суровые края помещают человека в условия, в которых он не может не помогать другим. Иначе не выживет. Незнакомца надо впустить погреться, накормить, ведь через несколько дней ты можешь оказаться в таком же положении. Поэтому, наверное, на уровне ДНК в людях там заложено в случае чего друг другу подсобить. В мегаполисе это не так проявляется, но в деревнях и небольших городках дух взаимовыручки сохранился. Меня радует, что моя профессия помогает возвращаться в Сибирь. Я эти мужские черты привношу в свои роли, в персонажей. Потому и собрал в картине таких мужиков.

— Вы еще и продюсер «Макса и Гуся». Сложно было собрать состоявшихся артистов: Павла Прилучного, Михаила Горевого, Игоря Жижикина?

Непросто было свести графики. Но спасибо большим артистам — всем, кто участвовал. За то, что поверили в картину и дали мне возможность ее снять. Они во многом со мной могли быть не согласны, что-то их смущало, но они доверились и сделали качественную работу. Возможно, где-то стиснув зубы. Я доволен.

— Не было такого: «Послушай нас, молодой человек»?

— Нет. Моей задачей было дать интересные роли. А они же все хулиганы и немного дети. Важно было дать то, во что можно было бы поиграть. Вот и получился такой городской вестерн. Я люблю фильмы братьев Коэн, Квентина Тарантино, Гая Ричи. Мне нравится этот мужской способ существования. Мы через юмор показали мужскую дружбу. Когда мужики друг друга «посылают», чаще делают это любя. Это некий признак родства: мы друг друга можем немного «погнобить». Постарались эти взаимоотношения реализовать в диалогах.

— В кино вы друг. А в жизни как? Есть старые друзья, с которыми по-прежнему вместе?

— Мои друзья рядом. Мы стараемся общаться. У меня в жизни были разные этапы. Не всегда успех в кино зеркально отражает жизнь за кадром. Так же, как у многих людей, у меня случаются проблемы, депрессии, запутанные повороты, и, конечно, когда маска успеха и популярности приспускается, необходима помощь друзей. В отличие от меня они успевают задуматься о том, как живут, правильно ли поступают. Я все-таки не могу быть порядочным другом, семьянином, отцом, потому что постоянно снимаюсь. В кино, в котором играю, семейные и человеческие ценности присутствуют.

Хотелось бы и в жизни это видеть. Но чаще меня нет рядом. Соответственно, я теряю навык дружить, любить. А мои друзья воспитывают детей, занимаются житейскими вещами. Потому я часто к ним обращаюсь за помощью и советом.

— В кино показана та жизнь, которой в реальности, по сути, нет?

— Да. На экране иллюзия, которая реальности не заменяет. Чем больше стремлюсь к популярности, тем чаще испытываю потребность посидеть во дворе с друзьями. Друг частенько меня зовет попеть под гитару.

Максим Шабалин: Я пришел снимать хорошее кино

— В московских дворах уже особенно не рассидишься.

— А я к нему езжу чуть дальше — в Подмосковье. Там тихий прекрасный район. Мы вместе приехали в столицу и параллельно стараемся чего-то добиваться. В Москве жизнь идет, много стремящихся к цели людей. Мне это нравится.

ДОСЬЕ

Никита Кологривый родился 16 октября 1994 года в Новосибирске. Учась в школе, занимался плаванием, восточными единоборствами, боксом. В 2018 году окончил ГИТИС, курс Павла Хомского и Сергея Голомазова. Студентом дебютировал в спектакле «Остров сокровищ», где исполнил роли Бена Ганна и Дика Джонсона. В кино сыграл более 50 ролей.

СЮЖЕТ

Емеля (Никита Кологривый) поймал щуку, которая может исполнить три желания. Два он потратил зря, третье приберег. И теперь без помощи волшебства пробует добиться руки царской дочери, ведь настоящее чудо — это любовь.

Коротко о главном

— После ГИТИСа долго выбивались на киностезю?

— Долго. Три года я работал в Театре на Малой Бронной, когда мой педагог Сергей Голомазов был его художественным руководителем. В спектакле «Тиль» с Михаилом Горевым и познакомился (актеры играют вместе в сериале «Макс и Гусь». — «ВМ»). Я играл Уленшпигеля, а Горевой — Рыбника. Мы подружились. Потом долгое время проработал у Сергея Витальевича Безрукова в Губернском театре.

— На чем сосредоточено ваше внимание сейчас?

— Я собрал вокруг себя креативную группу и хочу развивать кино в Новосибирской области. Мечтаю на родине создать кинопространство, где актеры, режиссеры, операторы, сценаристы и все профессионалы, работающие в индустрии, в случае отсутствия съемок или репетиций в Москве или Санкт-Петербурге могли бы реализовывать свой талант там, а не просиживать его на кухне, на табуретке. В период импортозамещения хочется наладить производство грима, костюмов. Планирую создать некий кластер, где у режиссеров и продюсеров все будет на месте. Им не придется за тысячи километров гнать фуры с оборудованием, инвентарем, реквизитом. Сейчас готовлю документы.

— Какая роль в театре стала для вас особенной?

— Своей значимой ролью считаю роль Виктора Астафьева в спектакле «Веселый солдат». Мы играли с Борисом Галкиным. Он — взрослого Астафьева, я — молодого. В Театре Наций играл в спектакле Дмитрия Сердюка «Моими глазами». Сейчас, к сожалению, на театр времени не остается.

— С какого района начиналась ваша Москва?

— Сначала жил в Измайлове. Зеленый район, где мы с женой Александриной Питиримовой часто прятались от городского шума. Потом переехал на Ленинский проспект. Но понял, что не то — шумно. И хотя там тоже много парков, они облагорожены, мне нравится более дикий Измайловский. Он напоминает лес. Во мне живет потребность в тишине. И я вернулся в Измайлово. Как в детство. Для меня эти места родные.