Народный артист СССР Юрий Симонов рассказал об итогах Всероссийского музыкального конкурса
ТАСС, 28 сентября. Имена лауреатов IV Всероссийского музыкального конкурса по специальности "Оперно—симфоническое дирижирование" стали известны 15 сентября 2023 года. Учредителями конкурса являются Правительство Российской Федерации и Министерство культуры Российской Федерации. Организатор конкурса — ФГБУК РОСКОНЦЕРТ. I премию по решению жюри не присудили. II премия — у Андрея Колясникова из Москвы. III премию поделили Кирилл Кочетков из Магнитогорска и Анатолий Семенов из Санкт-Петербурга, IV премию дали Сергею Шебалину из Новосибирска.
Об итогах конкурса и профессии дирижера рассказывает председатель жюри — художественный руководитель и главный дирижер Академического симфонического оркестра Московской государственной академической филармонии Юрий Иванович Симонов.
— Юрий Иванович, вы — один из тех, кто стоял у истоков Всероссийского музыкального конкурса. Что думаете насчет изменения его формата проведения — переноса конкурса из Москвы в регионы?
— Идея переноса совершенно правильная. Признаюсь, я не сразу оценил такое решение, поскольку в советское время Всесоюзные конкурсы дирижеров проходили в Москве — вплоть до перестройки. Да и первые три — уже всероссийские (2011, 2015, 2019) проходили в столице — в зале Союза композиторов. Зал небольшой, но уютный и вполне пригодный для исследования возможностей молодых дирижеров.
Решение перенести конкурс в Красноярск — хорошая идея! Состоялось важное творческое событие в центре Сибири! Перелет внутрь страны придал мероприятию особый колорит, поскольку условия работы и проживания молодых дирижеров, членов жюри и оркестра Московской филармонии на берегу Енисея оказались исключительно приятными. Мы чувствовали себя комфортно, что сказалось на концентрации внимания всех, причастных к этому "музыкальному экзамену", поскольку ничто не отвлекало участников мероприятия от сути его работы.
Особую благодарность следует выразить руководителям города Красноярска, Министерству культуры Российской Федерации, руководству филармонии и, конечно, представителям РОСКОНЦЕРТа, уже в четвертый раз помогающим нам качественно решать все организационные вопросы.
— Если жюри не дает первую премию, значит лучшим стал обладатель второй. Расскажите об Андрее Колясникове.
— Андрей — талантливый молодой дирижер. Он энергичен и музыкален, но главное его достоинство: он осознает, что для серьезного и качественного дирижирования недостаточно соблюдать указанные в партитуре ремарки композитора. Нужно постоянно повышать свой музыкантский и артистический уровень, черпая идеи и вдохновение у представителей других исполнительских профессий: пианистов, скрипачей, певцов… Искать свой путь, но и соблюдать правильные технические установки, помогающие музыкантам оркестра понимать намерения дирижера, чтобы не играть автоматически, словно заведенная пластинка…
Несмотря на явную и честную победу, Андрей осознает, что он только в начале пути и впереди не только успехи, но и трудности, которые всегда сопутствуют творчески заряженному артисту. Ведь именно внутри процесса преодоления многочисленных проблем до времени "прячутся" (словно звездочки за облаками) все будущие достижения ищущего мастера. К борьбе за качество настоящий артист должен стремиться постоянно — на протяжении всей своей жизни. Надеюсь, что у Андрея это получится.
— Одно из качеств дирижерской профессии — выдержка. Что помогает вам в ситуации, когда оркестр не справляется с тем, что задумано вами? Или ваш дирижерский опыт такого не допускает?
— Многое зависит не столько от уровня оркестра, сколько от личности его руководителя. Сегодняшний состав нашего коллектива уже четверть века воспитывается мною. Это означает, что любой гость-дирижер, вставший за его пульт, получает от наших музыкантов тот темп и ту силу звука, которые они "прочитают" в движениях его палочки. Таких чутких коллективов немного. Большинство оркестров (особенно на западе) со школьной скамьи приучены качественно играть написанное в нотах, не беспокоясь о том, что надеялся услышать стоящий в данный момент за пультом гость. Приспособиться к такому формальному "ответу" оркестра любому дирижеру непросто, поскольку постоянно нужно считаться с так называемыми "традициями коллектива". Большинство дирижеров так и делают — иначе их больше в этот оркестр не пригласят. Я не поклонник такого стиля, поскольку мой опыт позволяет легко справляться с неосознанным сопротивлением музыкантов, привыкших играть "только так". Часто приходится прямо во время игры, "задействовав" свой мануальный ресурс, "перевербовывать" их, вынуждая считаться с логичным, но непривычным для них стилем дирижирования. Конечно, такое не всем нравится. Но меня это не беспокоит. Когда я даю согласие выступать с коллективом, то надеюсь на понимание и терпимость музыкантов. Если этого не происходит, то в данный оркестр, или театр я больше не приезжаю.
— Когда конкурс уже завершен и распределены премии, что хочется сказать молодым дирижерам, получившим лауреатство?
— Дирижирование — профессия второй половины жизни. Впервые я услышал эту формулу полвека назад. Сегодня могу подтвердить: это настоящая правда! Давно известно: в серьезном деле с первого подхода мастером не станешь. Однако, в молодом возрасте заметные и даже большие успехи вполне достижимы, поскольку внешняя сторона дирижирования такова, что аккуратная и интонационно чистая игра оркестра напрямую от дирижера не зависит. Более того: любой оркестр вполне способен на приличном уровне играть без дирижера.
Молодым людям, получившим лауреатство — так же, как и тем, кто его не получил, скажу следующее: любое лауреатство, диплом, или премия не являются окончательной оценкой вашего будущего. Это лишь временное привлечение внимания публики и чиновников Министерства к вашей персоне, и, возможно, полезный толчок для вашего дальнейшего развития. У кого нет работы — получить ее, а для того, у кого она есть — улучшить условия, или открыть возможность познакомится с другими коллективами и т. д.
Но, поверьте мне! Главное не в этом. А в том — как вы используете это лауреатство для ускорения и углубления своего творческого роста и развития таких важнейших качеств, без которых ваше дирижирование со временем начнет превращаться в рутину и бессмысленное размахивание руками перед самостоятельно играющим оркестром. В этом и есть опасность! И осознает ее дирижирующий (и то не каждый) уже тогда, когда поздно что-то менять. Почему?.. Упущено время! Аппарат задубел, а чувства притупились. Да и любовь к работе с оркестром превратилась в службу, а признаться в этом… поздно, да и стыдно.
Главное для вас сегодня: больше слушать и смотреть игру действительно хороших музыкантов: пианистов, скрипачей, певцов… Причем, надо уметь слушать: не все подряд, а выбирать то, что вам особенно близко по темпераменту и вашему желанию окунуться вглубь атмосферы исполнения. Например: как поет Мария Каллас, как играет Мстислав Ростропович, или Григорий Соколов, как дирижируют — Тосканини, или Челебидаки, или еще кто-то… Главное, чтобы исполнение вызывало у вас желание подражать.
Не бойтесь подражать! Это самый верный и прямой путь к искусству интерпретации. Позже найдете и свое. Научившись подражать — найдете быстрее! Почему? Подражая, вы приобретаете мастерство. Приобретя мастерство, вы оформляете свои еще неясные ощущения в систему. Воспроизводимая вами система приобретет ваше лицо. Это и будет ваш стиль!
Возрастное ограничение: 12+.
ТАСС — генеральный информационный партнер.