Певица Пелагея, писатель Гришковец и пианист Березовский выступили на "Арсеньев LIVE"

Иногда музыканты меняют свои амплуа - нам, зрителям, от этого только интересней. Да и им самим, наверное, тоже. Так было и на фестивале "Арсеньев LIVE" в Хабаровске, где Евгений Гришковец - драматург, писатель, выступающий с группой "Бигуди", - предстал уже в роли мецената и знатока живописи Саввы Морозова. Пелагея рассказывала со сцены, что думает о Сергее Рахманинове и Федоре Шаляпине. А мировая знаменитость, классический пианист Борис Березовский выходил на сцену и с симфоническим оркестром, и с группой "Блюз Докторс".

Певица Пелагея, писатель Гришковец и пианист Березовский выступили на "Арсеньев LIVE"
© Российская Газета

В итоге ежегодный "Арсеньев LIVE" - последний из музыкальных фестивалей на открытом воздухе в этом сезоне - стал и одним из самых оригинальных, самобытных, памятных.

Продюсеры и артисты разных жанров решили в этот раз не просто петь и играть, а создать из своих, столь разных сетов и концертных номеров - единую музыкальную, театральную, танцевальную программу. Объединив ее вокруг звонкой даты - 150-летия двух российских талантов и лучших друзей - великого композитора и пианиста Сергея Рахманинова с великим басом Федором Шаляпиным. Вдохновлялись сюжетами (часто малоизвестными) из их биографии и творчества - и действо вышло многочасовым, но на одном дыхании.

Классическая музыка, фолк, рок, джаз, танцевальное и хоровое искусство, видео-арт сменяли друг друга на большой открытой сцене в центре Хабаровска - на площади Ленина. Организаторы не ограничились приглашением только всероссийских знаменитостей из Москвы, Петербурга, Калининграда, но вписали в общее шоу и лучшие танцевальные, хоровые и детские коллективы края, прошедшие конкурсный отбор.

Тридцать фур с оборудованием привезли на фестиваль. Двести сотрудников команды фестиваля 15 дней монтировали сцену, оборудование, светотехнику, экраны. Сложнее всего оказалось доставить рояль: инструмент требует особой деликатности - его обернули мягкими материалами, картоном, зашили досками в каркас и спускали на подъемном кране. Зрители следили за происходящим, как за отдельным аттракционом - так что фестиваль, можно сказать, открылся до открытия.

Евгений Гришковец вышел на сцену в образе мецената Саввы Мамонтова, познакомившего Рахманинова с Шаляпиным

На сцене в общей сложности - со всеми артистами хоров, танцевальных коллективов, оркестрантами - за эти дни побывало 400 человек. Тоже рекорд для open-air 2023 года. Известный петербургский композитор и саунд-продюсер Андрей Самсонов (работавший по приглашению в Лондоне, но вернувшийся в Россию для работы с кино и спектаклями театра "Современник") написал для этого шоу оригинальную музыку, выпущенную на новом альбоме... В конце концов, "Арсеньев LIVE" собрал 45 тысяч зрителей. Кто не поместился на площади - тот слушал и смотрел с балконов и соседних улиц. Благо звук был отличный.

Удивительное шоу начали с показа старой киноленты "Дон Кихот", где главную роль играл Федор Шаляпин. После чего на сцену вышел Евгений Гришковец - в котелке и сюртуке, по моде начала прошлого века. Он был в образе Саввы Мамонтова - мецената, познакомившего Рахманинова с Шаляпиным. Рассказывал о них Гришковец очень по-дружески, как будто оба где-то рядом. Интересно, что Гришковец работал над текстом своего моноспектакля, зарывшись в архивы и библиотеки, - и накопал немало фактов неожиданных. За кулисами рассказывали, что за пару месяцев Гришковец написал целую книгу, - пришлось сокращать ее для шоу, скрепя сердце. Это была, по сути, первая премьера "Арсеньев LIVE". Его монологи продолжались и между концертными номерами - сплетая их в единый сюжет...

Выступили оркестр штаба ДВФО, детские хоры, артисты Краевого музыкального театра, ансамбль барабанщиков. По флангам сцены два больших экрана, так что слышно и видно было всем. А потом был сет солиста Большого театра Дмитрия Скорикова. И, конечно, все старались включить в программу музыку Рахманинова - романсы, арии, включая те, которые исполнял Шаляпин.

Спеть песни, которые Шаляпин пел своим мощным басом, Пелагея не взялась - хотя она, меццо-сопрано с четырьмя октавами, иногда очень самобытно забирается и в "низы". Свою программу певица исполнила отменно. Начала с песни "Конь" Игоря Матвиенко на стихи Александра Шаганова. Были и "Вишня", "Когда мы были на войне", "Казак". Да и обратилась к зрителям Пелагея очень душевно: "Мы собрали наши и ваши самые любимые песни и начинаем выступление с композиции-признания в любви нашей Родине. И я думаю, что и Рахманинов, и Шаляпин своей жизнью также признавались в любви нашей Родине. Пусть жизнь каждого из нас будет наполнена любовью и благодарностью к нашей с вами стране".

А знаменитый пианист Борис Березовский играл и Рахманинова, и Гершвина. Его совместное выступление с группой "Блюз Докторс" - тоже по сути премьера. Так что фестиваль получился не только ярким - но еще и просветительским.

Пианист Борис Березовский неожиданно сыграл в Хабаровске и с группой "Блюз Докторс". Фото: Предоставлено пресс-службой фестиваля "Арсеньев LIVE"

Прямая речь

Пианист Борис Березовский: Как Мерилин Монро помогла Сергею Рахманинову

Ваши концерты в России и Европе (по крайней мере, в Европе до недавних пор) расписаны на месяцы вперед. А вы вдруг участвуете в "Арсеньев Live", где кроме классической - много разной музыки, да еще и едете из Москвы в такую даль... Зачем вам это?

Борис Березовский: Очень просто - во-первых, я уже много лет дружу с Андреем Самсоновым, который является автором идеи, композитором и художественным руководителем фестиваля "Арсеньев LIVE". А во-вторых, приехать в Хабаровск и поучаствовать в таком великолепном шоу - огромное удовольствие и честь, поэтому для меня с самого начала ответ на приглашение был однозначным: "Да".

Такие зрелищные и масштабные фестивали, как "Арсеньев LIVE", - не просто развлекают. Они еще и учат, и воспитывают вкус, и открывают что-то новое, становятся действительно полезными для молодежи. Согласны? Наблюдал за юными слушателями на фестивале: кто-то поражался - как музыканты запоминают столько разной музыки, столько нот...

Борис Березовский: Я вас уверяю, только немузыкальный человек может подумать: "Ну, как это все можно запомнить?". Когда смотришь, как люди играют в шахматы с закрытыми глазами 20 партий подряд, - тоже можно подумать: видимо, у них просто какой-то склад мозгов особенный. Вот так же и у людей, одаренных музыкально, - не нужно особых усилий... Просто надо учиться.

Как продвигать классические произведения на самую широкую аудиторию? Когда в рекламе звучит какая-то классическая музыка - люди ее сразу запоминают. Помогает и кино. Второй концерт Рахманинова прозвучал в фильме с Мэрилин Монро - и сразу стал невероятно популярен. Так что такие массовые вещи, как реклама, фильмы и такие фестивали - нужны прежде всего для того, чтобы люди узнавали и любили. Они людей объединяют - приобщая к настоящему искусству.

Между тем, замечено: ходить в консерватории молодежь стала реже. Даже на концертах крупных звезд бывают свободные места... Наверное, поэтому в консерваториях все чаще стал звучать, к примеру, джаз. Как вы к этому относитесь?

Борис Березовский: Я обращал на это внимание - но у нас, замечу, как раз публика очень хорошая, даже моложе по сравнению со "старушкой Европой". Кроме того, не забывайте, что классическая музыка - жанр, к которому люди если и приходят, то чаще более взрослыми. Молодежь не любит долго слушать одно и то же, ей все время хочется чего-то нового. А с возрастом, когда исчерпается весь этот ресурс - джаз, рок, которые захватывают сразу, - люди начинают слушать классику, как что-то новое. В основном это уже за 40 лет, и это абсолютно нормально: к классической музыке гораздо длиннее путь.

Но ведь у вас было не так?

Борис Березовский: Да, я и в молодости обожал слушать классику. Но при этом было и очень много рока, всех направлений. Я и до сих пор очень люблю рок, отношусь замечательно и к джазу - везде есть свои шедевры, свои легенды...

И потом очень важно понять, что такое классика? Ведь никто не думает так: "Я буду исключительно классическим композитором". Нет, человек пишет музыку - как он ее чувствует. Если со временем, лет через 50 после смерти композитора, эта музыка по-прежнему исполняется - она и становится классикой. The Beatles или Фредди Меркьюри - они же стали классикой! Сколько времени прошло - а люди слушают.

Многие группы забыты совершенно - но есть такое же огромное количество так называемых классических композиторов, которых все забыли... Так что "классика" - не какое-то направление в музыке. Для меня это просто тест Временем.

Рокеры и джазмены уверяют: если видят в зале красивых девушек - чувствуют особое вдохновение. Для исполнителей симфонической музыки все, наверняка, совсем иначе?

Борис Березовский: Я точно не концентрируюсь во время выступления на ком-то из зала. Хороший концерт - это когда тебя музыка захватывает, и ты на 100 процентов погружаешься в нее. Хотя, конечно, когда выходишь после выступления к зрителям, интересно окинуть взглядом, кто там сидит, красивые девушки или кто-то еще.