Назад в прошлое: как на Ставрополье прошел фестиваль исторической реконструкции?
Жилище и костюмы, оружие, посуду и музыкальные инструменты древних народов показали на фестивале исторической реконструкции «Наследие степей и гор» в Ставрополе. В этом году праздник посетили около 30 тысяч гостей.
Здесь мило беседуют некогда непримиримые враги аланы и монголы, а у дам в кисетах вместо зеркал – мобильные телефоны. Такое можно увидеть только на фестивале исторической реконструкции. Участники приехали сюда со всей России.
«Здесь мы видим максимально выверенные костюмы. Есть аланы у нас. Они пошиты исключительно по одному памятнику – Мощевой балки. Из Воронежа приехал клуб «Саркел». Если скифы, то это лучшие костюмы, которые есть в стране. Реконструкторов много, мы выбираем тех, которые нам кажутся интересными и привлекательными», – рассказывает организатор фестиваля «Наследие степей и гор» Ольга Брилева.
Исторический фестиваль прошел на территории Татарского городища. Это крупнейший археологический памятник Северного Кавказа. Сменяя друг друга, на этих землях свой след оставили кобанцы, скифы, греки, сарматы и аланы. Жизнь здесь кипела почти две тысячи лет, вплоть до двенадцатого века нашей эры.
«Это центральное городище. Самое укрепленное. Оно укреплено тройной линией обороны валов и рвов и несколькими мощными башнями. А внутри находится цитадель, а в цитадели, мы уже определили, находится большой дворец, видимо, регионального правителя и остатки древнего христианского храма», – говорит директор Ставропольского историко-культурного и природно-ландшафтного музея-заповедника Николай Охонько.
Реконструкторы из Воронежа воссоздали аланскую полевую кузницу. Ковка – основа развития цивилизации. Ноу-хау того времени – двухкамерные меха. Изобретение позволяет работать в одиночку и быстрее раскалять металл. Времени соответствуют не только инструменты, но и одежда кузнецов.
«Это вообще попытка погружения в эпоху того времени. То есть если стоять ковать в кроссовках и джинсах, вы знаете, какое бы не было снаряжение и оборудование, оно все равно теряет определенный шарм», – объясняет представитель воронежского клуба исторической реконструкции «Летопись» Олег Белов.
Пока скифские мужчины куют оружие и готовятся к завоевательным походам, скифянки готовят еду. Сегодня на обед лепешки из полбяной муки и мясные колбаски.
Встретить супруга нужно красивой, поэтому на лицо девушки наносят древнюю косметику.
На фестивале представили скифскую повозку. На ней кочевники могли переезжать с места на место. А в плохую погоду ночевали внутри такой кибитки. Сделана она без единого гвоздя и шурупа, с использованием древних строительных инструментов.
«Повозки хоронили вместе со знатными скифами. Клали в курганы, в которых они были захоронены. Конечно, они редко сохраняются в виде дерева, чаще всего это деревянный тлен. Но по отпечаткам в грунте мы можем понять форму колеса и форму тех или иных элементов», – рассказывает специалист по древним технологиям Павел Потапов.
Впервые на фестивале организовали греческую площадку. С произведениями Гомера зрителей познакомили рапсод и музыканты с традиционными греческими инструментами.
Фестиваль проводят при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Он же профинансировал создание исторически выверенных костюмов кобанской культуры. Их шили специалисты из Северной Осетии. Теперь кобанцы займут место в экспозиции ставропольского музея-заповедника.
Для участников устроили мастер-классы по ткацкому ремеслу и гончарному делу. Также гости могли потренироваться в ведении боя с оружием скифов.