Путь «Ивана Васильевича» на сцену Театра Сатиры занял 90 лет
Пьеса «Иван Васильевич», по роману Булгакова, создавалась специально для Театра Сатиры, но «благодаря» критике советских деятелей культуры, ее путь на знаменитую сцену затянулся на 90 лет.
29 и 30 сентября Московский академический Театр сатиры открыл свой 100-й сезон постановкой «Иван Васильевич» по пьесе Михаила Булгакова.
И если только написать цитату: «Слушайте, я не узнаю вас в гриме…», - все сразу становится понятным – речь пойдет о истории рокировки во времени, которая была воплощена ровно 50 лет назад в фильме Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию». За эти годы фильм обласкан всенародной любовью, а его текст разлетелся на цитаты.
Поэтому, перед худруком Сатиры и режиссером премьеры Сергеем Газаровым, стояла сложная задача – увести зрителя от сравнения с фильмом, показать ему другой взгляд на пьесу, ни на шаг не отойдя от булгаковского текста.
Газаров играет в спектакле роль Антона Семеновича Шпака и самый первый выход «обворованного товарища Шпака» – уже становится находкой и предвкушением крылатых фраз: «Украли все, что нажито непосильным трудом» или «Вот список украденных вещей, украли: два магнитофона, две кинокамеры, два портсигара…». Газаровский Шпак – яркая пародия на «чинушу», который держит нос по «выгодному, на данный момент, курсу», где каждое его изречение и жест - публика встречает аплодисментами и хохотом.
Премьера стала необыкновенно динамичным спектаклем «большого стиля», яркий акцент - масштабные декорации художника-постановщика, народного артиста России Владимира Арефьева. Машина времени - это огромный серебряный шаром с пультом управления, комната Шпака беспорядочно напихана антиквариатом, а огромная пушка с ядрами, столами, уставленными различными яствами – от заливной стерляди и икры, до лебедей с яблоками, рассказывают зрителю о временах Грозного.
Поражает работа над костюмами Марии Боровской, диапазон которых варьируется с периода XVI века до жильцов коммунальной квартиры 30-х годов советской Москвы. Кафтаны челяди, царские наряды – от расшитых золотом и жемчугом сарафанов и кокошников, до роскошных туалетов кинодивы Зинаиды Михайловны и нелепом костюме, парике режиссера Якина - хочется разглядывать все детали до бесконечности.
Изобретатель, инженер Тимофеев (Илья Малахов) визуально не похож на «киношного Шурика», даже как-то назвать его просто Шуриком нельзя – это серьезный ученый.
Рабочий халат изобретателя нашпигован карманами, в которых будто бы вместился весь быт героя - от проводов до непрочитанной газеты, а сам он не растерянный очкарик, а модный молодой человек.
Ивана Грозного (он же сыграл и управдома Буншу-Корецкого – напыщенного начальника с печатью, висящей на его шее) замечательно исполнил народный артист России Юрий Васильев.
За секунды Васильеву удается не только переодеться, а перевоплотиться из властителя крупной державы в хлюпика-подкаблучника, бюрократа до мозга костей Буншу. Правдивая, искренняя и филигранная работа артиста не дает зрителю даже шанс усомниться в том, что на сцене Царь всея Руси. Зрители настолько завороженно наблюдают за работой Васильева, что не замечают царя-двойника.
Зритель видит, насколько Газарову был важен отбор артистов. Каждая роль- глубокая работа и сто процентное попадание в задуманный образ. Так, жесты и мимика Зинаиды Михайловны (Александра Мареева) ярко передают внутренний мир «актрисы немого кинематографа», образ любовника-неудачника, кинорежиссера Якина, которого безукоризненно исполнил Федор Лавров, уже вызывает овации в зале.
Красавица- актриса Лина Ермакова виртуозно сыграла роль Ульяны Андреевны, жены Бунша, а блистательную Царицу – Надежда Филиппова.
Одномоментно сердца зрителей покорил Артем Минин, исполнивший роль жулика Жоржа Милославского. Газаровский жулик уникален – он отбивает чечетку, обладает искусством обольщения и в первом своем выходе устраивает шоу – показывает залу фокусы.
«А фамилия моя... Фамилия моя слишком известная, чтобы я ее называл» - звучит со сцены и шепотом подхватывается всем залом.
Яркий финал окончательно и бесповоротно доказывает – премьера удалась и полностью соответствует фразе Ивана Васильевича: «Танцуют все!!!».
Под радостной ширмой праздника, Газаров поднимает серьезную тему смены сложившихся устоев общества, где даже ансамбль слепцов-гусляров превращается в рок-группу, а царица лихо отплясывает под ее ритмы.
И только приспособленца-чиновника Буншу не изменить. Даже в этой ситуации он готов озвучить свою новую инициативу - ввести в средневековой Руси закон о создании ЖАКТов.
Отметим, что через год, 1октября 2024 года, театр Сатиры отметит свой 100-летний юбилей.