Ильдар Абдразаков собрал мировых оперных звезд на фестивале в Санкт-Петербурге
На новой сцене Мариинского театра в сопровождении Симфонического оркестра под управлением Валерия Гергиева выступили звезды мировой оперы - Ильдар Абдразаков, Рамон Варгас и Екатерина Сергеева.
VI международный Фестиваль Ильдара Абдразакова в этом году посвящен легендарному басу, великому русскому артисту Федору Ивановичу Шаляпину, чье 150-летие со дня рождения отметил весь музыкальный мир.
В программе гала-концерта на Новой сцене петербургской Мариинки арии, дуэты и сцены из опер русских и зарубежных композиторов исполнили бас Ильдар Абдразаков, мексиканский тенор Рамон Варгас и солистка Мариинского театра, меццо-сопрано Екатерина Сергеева. Оркестром Мариинского театра дирижировал Валерий Гергиев.
Выступление Варгаса вызвало неподдельный интерес у петербургской публики. В 2008 году Варгас принял участие на фестивале Гергиева "Звезды белых ночей". Красота и магия Санкт-Петербурга покорили певца. "Я приехал на эту сцену впервые - здесь прекрасная атмосфера и акустика. Мне очень нравится Россия, русская музыка, русские люди", - отметил в интервью артист.
С Абдразаковым его давно уже связывают узы тесной творческой дружбы. Вместе они выступали на разных оперных сценах мира. Варгас давно мечтал принять участие в международном фестивале российского певца и, наконец-то, в этом году воплотить эту идею удалось.
Роскошный бас Абдразакова, его удивительная харизма и сценическое обаяние особенно вдохновили зрителей. Каждое произведение он наполнял особой теплотой и палитрой нюансов. И даже в дуэтах с Варгасом, несмотря на некоторые шероховатости голоса мексиканского гостя, Ильдар заполнял своим присутствием, театральной игрой и мощной амплитудой оттенков голоса звучание каждого номера. Таковой оказалась сцена Неморино и Дулькамары из "Любовного напитка" Гаэтано Доницетти, когда неожиданно Ильдар достал из пиджака бутылку с "любовным напитком" и вручил ее Рамону. А с какой ироничностью и жеманством они спели дуэт Фауста и Мефистофеля из оперы Шарля Гуно "Фауст"!
Гергиев выступил чутким партнером солистов в достойном аккомпанементе с Мариинским оркестром. Маэстро интуитивно чувствовал их голоса, откликаясь на каждый жест и чувства. Французский тон первому отделению музыкального вечера (наряду с Гуно прозвучали сцены и арии из опер Бизе и Массне) задала Прелюдия к "Послеполуденному отдыху фавна" Клода Дебюсси по эклоге французского символиста Стефана Малларме. Импрессионистская звукопись этой миниатюры раскрыла выразительные качества оркестра, которые Гергиев с лихвой продемонстрировал в очередной раз со своими подопечными.
Звучание оркестра Мариинского театра было предельно гибким и рафинированным, а в увертюре к операм "Кармен" Жоржа Бизе и "Вильгельм Телль" Джоаккино Россини (во втором отделении вечера) - драматичным и страстным. Знаменитая ария Хозе, чувственно исполненная Варгасом, ничуть не померкла в сравнении с прозвучавшими вслед за ней искрометными куплетами Эскамильо с неподражаемым Абдразаковым. Участие в гала-концерте солистки Мариинского театра, меццо-сопрано Екатерины Сергеевой также добавило немало страсти и драматических переживаний в заключительном дуэте Кармен и Хозе. Варгас буквально воспылал чувствами к своей героине. Не осталась безответной любовь Кармен-Сергеевой, покорившейся объятиям неотступного героя.
Фото: Наталья Разина/ Пресс-служба Мариинского театра
Второе отделение концерта составили арии и дуэты из опер Вольфганга Амадея Моцарта, Гаэтано Доницетти, Петра Ильича Чайковского, популярные неаполитанские и латиноамериканские песни. В предсмертной арии Ленского из "Евгения Онегина" Чайковского Варгасу удалось создать особое лирическое настроение, как и в прозвучавшей перед ней арии Дона Оттавио из моцартовского "Дон-Жуана". Насколько искренен и самодостаточен в своих партиях Варгас можно было убедиться, слушая его интерпретации этих произведений.
В финале концерта прозвучал дуэт Надира и Зурги из "Искателей жемчуга" - гимн дружбы и любви героев-соперников оперы Бизе. Восторгу публики не было и предела. Череду прозвучавших бисов открыл кубинский хит - знаменитая песня-болеро Bésame mucho Консуэлы Веласкес в блистательном исполнении Варгаса. Это же настроение у своего коллеги подхватил Абдразаков, выбежав на сцену с исполнением старинного русского романса "Очи черные". А затем оба певца исполнили "Гранаду" Агустина Лары.
Ежегодно фестиваль Абдразакова открывает новые города, давая возможность российским регионам приобщиться к неисчерпаемым ресурсам классического вокального искусства. Из Петербурга артисты отправились в гастрольный тур по городам севера - в Мурманск, Архангельск, Петрозаводск. Затем они поедут в Поволжье - в Самару и Казань. На родине Федора Шаляпина - в Казани - на сцене Большого концертного зала им. Салиха Сайдашева фестиваль завершится 4 октября. Абдразаков пригласил на эти выступления солистов петербургских и московских театров - басов Алексея Тихомирова и Станислава Трофимова, а также тенора Кирилла Белова. Специальными гостями проекта стали молодые певицы, участницы петербургских мастер-классов проекта - меццо-сопрано Кристина Попова и сопрано Вероника Хорошева.
Прямая речь
Ильдар Абдразаков, певец:
"В этом году фестиваль необычный, он посвящен нашему великому Федору Ивановичу Шаляпину. Когда мы говорим о Шаляпине, мы подразумеваем оперу, драматический театр и то, на чем прежде всего основана наша русская музыка, - русское оперное искусство. Это будут и оперные арии и, конечно же, романсы и песни из его репертуара. Мне Господь подарил такой тип голоса, как у Федора Ивановича Шаляпина, - высокий бас. Пользуясь случаем, я пою его великий репертуар. Я совершенно убежден, что музыка помогает нам мыслить, слова помогают передать наши мысли зрителю, поэтому, опера должна жить и существовать".
Кстати
Международный музыкальный фестиваль Ильдара Абдразакова - ежегодный проект, который проходит при участии Фонда поддержки и продвижения молодых талантов и развития международных культурных связей прославленного российского артиста. Он был основан в 2018 году. Среди основных целей и задач фонда - помощь молодым певцам, которые только связывают свою карьеру с профессиональным вокальным будущим - участие в мастер-классах, внимание импресарио и руководителей театров и, конечно же, выступления с мастерами оперной сцены.