Что стоит за нашим любопытством
Популярность жанра тру-крайм превратила насилие и жестокость, встречающиеся в жизни, в источник развлечения и стыдного удовольствия. «Теории и практики» предлагают перевод статьи The Swaddle, в которой эксперты делятся мнениями, почему жестокие криминальные истории пользуются такой популярностью у людей.
.disclamer { display: block; background-color:#f3f9f9; font-family:sans-serif; font-size: smaller; text-align: left; padding: 10px; }
Внимание! «Взрослый» контент, предназначенный для лиц, достигших 18 лет
Людям всегда было интересно узнавать подробности жестоких преступлений. Рассказы о реальных трагедиях выделили тру-крайм в отдельный документальный жанр, который сегодня включает в себя научно-популярные фильмы, сериалы, книги, подкасты — все формы искусства, исследующие преступников до последней клеточки мозга. Почему же нас так сильно привлекают кровавые истории?
Психологи и эксперты сходятся во мнении: успех историй, связанных с насилием и смертью — это отражение человеческого любопытства и нашего стремления к острым ощущениям. «Люди любопытны по своей природе, — рассказывает Тийу Латтер, психолог-консультант. — Нам трудно не смотреть на несчастный случай или сцену преступления, если мы оказываемся рядом. Не потому, что мы желаем другим вреда; мы просто не можем с собой совладать».
Мы как загипнотизированные следим за персонажами и драматичными сюжетами тру-крайм историй по той же причине, по которой при виде аварии мы инстинктивно останавливаемся и смотрим на нее во все глаза.
Это любопытство работает и на социокультурном уровне. Профессор криминологии Скотт Бонн в своей книге «Почему мы любим серийных убийц» пишет: «Серийный убийца — это сложный, мрачный элемент, выделяющийся на социальном ландшафте. […] Некоторые серийные убийцы, такие как Тед Банди, ужасают и при этом очаровывают публику — потому что часто это высокообразованные, обаятельные, успешные люди, которые вполне могут оказаться вашим соседом по лестничной клетке».
Криминальные хроники и расследования дают «невиданный и неслыханный ранее» взгляд на психику людей, которые выглядят как мы, но являются социальными аномалиями и игнорируют законы. Тру-крайм — это попытка понять, что спровоцировало их насильственное поведение.
Феномен «негативной предвзятости» подпитывает наше любопытство: человеческий мозг уделяет больше внимания негативной информации, чем позитивным идеям, рассказывает Криста Джордан, доктор философии и клинический психолог. «Серийный убийца — самая негативная идея, которую можно только представить. Поэтому исследовать, что делает человека убийцей, гораздо интереснее, чем изучать психику альтруистов». […]
Просмотр или прослушивание тру-крайм историй также становится упражнением для нашего мозга: мы мысленно погружаемся в опасные ситуации, фактически не ставя под угрозу свою физическую безопасность, и взаимодействуем с реальными историями и людьми в вымышленной ретроспективе.
«Человеческое восхищение кровавыми преступлениями связано с нашими базовыми потребностями в безопасности, определенности и желанием справедливости», — пишет Марк Лоусон в статье «Серийные триллеры: почему тру-крайм востребован в поп-культуре». И пока мы физически находимся в безопасности, следить за историями жестокости и насилия для нас — это эмоциональная разрядка.
Можно отметить также психологические исследования Зигмунда Фрейда и Карла Юнга: оба они утверждали, что людям присуща склонность к агрессии, «темным энергиям», которые в жизни принимают форму «меланхолии» и «кровожадности». «Подавляя свои внутренние позывы к жестокости, мы вырабатываем неврозы и психозы. Поэтому мы должны признать наши самые демонические наклонности», — пишет Эрик Уилсон.
Подобный «нездоровый интерес» к насилию утоляет наши темные побуждения, как бы жутко это ни звучало. «Вы можете послушать эпизод тру-крайма о том, как маньяк расчленяет и съедает своих жертв, и подробно представить себе эту картину. Вы получите гораздо больше психологического удовлетворения, чем если бы слушали подкаст о спортивном матче», отмечает Криста Джордан.
Другие эксперты предполагают, что просмотр или прослушивание тру-крайм передач помогает морально подготовиться к опасности и развивает критическое мышление. Наш разум подскакивает от одной мысли, что подобное может случиться с нами. Что бы мы сделали, если бы оказались лицом к лицу с убийцей? Как понять, не наблюдает ли кто-то за нами прямо сейчас? Как уберечь себя от того, чтобы не стать следующей жертвой?
«Просмотр тру-крайма может восприниматься как репетиция перед реальной угрозой. Он заставляет людей придумывать сценарии самозащиты и мысленно подготовиться к опасным ситуациям», — отмечает Эрика Рохас, доктор философии. Поэтому тру-крайм может стать своеобразной «прививкой от страха», как и просмотр фильмов ужасов.
Идея такой превентивной защиты также используется для обоснования того факта, что женщины интересуются криминальными историями больше, чем мужчины: исследования показывают, что женщины смотрят и слушают тру крайм из соображений самосохранения. Предполагается, что женщины являются активными потребителями этого контента, потому что общество вынуждает их. […]
Несмотря на растущий культ жанра тру-крайм, с этической точки зрения он подвергается критике. Эксперты отмечают тревожную тенденцию гуманизации убийц и насильников — ужасных в моральном, социальном и юридическом смысле персонажей. Документальный фильм «Записи Теда Банди» — наиболее свежий и примечательный пример: студии Netflix пришлось попросить пользователей не романтизировать преступника, осужденного за убийство 30 женщин. […]
Для многих людей тру-крайм — форма guilty pleasure, ведь фильмы, книги и подкасты этого жанра подробно говорят на табуированные в социуме темы. Но они играют на человеческой жажде острых ощущений, задействуют наши чувства сопереживания, злорадства, социальной справедливости и интригуют нашу психику — и поэтому безраздельно завладевают нашим вниманием.