Владимир Шахрин: «У меня не было такого, чтобы я устал от своей популярности»
В фильме «День радио» есть кадр, где Владимир Шахрин просит своего директора: «А можно я больше не буду кумиром молодёжи?». И как ни крути, а группа «Чайф», которая на днях отметила 38 лет со дня основания, по-прежнему остаётся популярной не только у тех, кто застал начало её восхождения, но и у сегодняшних 20-летних. Чем «чайфы» привлекают сегодняшнюю молодёжь? Какие отношения царят в рок-тусовке между легендарными музыкантами? И может ли приличный рокер дружить с властью? Об этом и о многом другом мы поговорили с лидером группы Владимиром Шахриным. От старых друзей – Владимир, а в реальной жизни вам хоть раз хотелось повторить слова героя из «Дня радио»? Усталость от популярности никогда не накрывала? – Скажу вам честно, что уровень публичной популярности группы «Чайф» и мой не критичен. Я могу достаточно спокойно ходить в любой магазин. Я хожу на рынок, езжу в общественном транспорте. Ну да, подходят люди и просят сфотографироваться. Но у меня не было такого, чтобы я устал от своей популярности. Она достаточно комфортна, если честно говорить. И даже приносит некоторые приятные бонусы.– Но на самом деле «Чайф» действительно популярен у молодёжи. Поколение, которое выросло на ваших песнях, – это понятно. Но за счёт чего, на ваш взгляд, группа умудряется оставаться созвучной поколению сегодняшних 20-летних? – Мы ведь редко поём остросоциальные песни, на злобу дня сегодняшнего. Мы поём о дружбе, отношениях мужчины и женщины, страстной любви и печальной разлуке. Это такие бытовые истории, которые случаются и у нынешней молодёжи. Думаю, 20-летние ребята просто понимают наши песни. И когда им хочется самим что-то сыграть или спеть, песни группы «Чайф» подходят идеально. Потому что все они несложные – их можно сыграть на гитаре и спеть хором, и при этом достаточно актуальные. Мы же работаем в песенном жанре, и мне кажется, что в этом жанре нам удаётся делать достаточно хорошие песни. А люди любят хорошие песни.– Я помню, лет 25, наверное, назад у нас в Нижнем Новгороде на стадионе проходил сборный рок-концерт. Народ приходил послушать любимую группу, уходил, подтягивались следующие. И больше всего публики и аплодисментов досталось именно «Чайфу», который затмил даже «Машину времени». А скажите, пожалуйста, в рок-среде конкуренция, творческая ревность вообще существовала? – Ну, я думаю, что такая здоровая артистическая зависть и ревность существовала всегда, существует и сейчас. Нам, наверное, в этом плане немножко проще по сравнению с артистами кино или театра. Потому что мы всё равно варимся каждый в своей кастрюле. Мы редко с встречаемся друг с другом – только на каких-то сборных концертах. Большинство наших выступлений – это сольные концерты, где нам ни с кем конкурировать не надо. На больших фестивалях, сборных концертах, наверное, за кулисами кто-то может кому-то и позавидовать. Но это никак не выражается и не осложняет нашу жизнь. Никто, как говорится, нам в балетные пуанты толчёное стекло не сыплет и какие-нибудь лекарства в компот не подливает. Всё достаточно мило и абсолютно терпимо.– В своё время вы объясняли мне в интервью, что вот эта уютная квартирка из балабановского «Брата», где все рокеры отмечают день рождения, – ирония режиссёра. И на самом деле рокеры вовсе не так сплочены и единодушны. Тем не менее, с кем-то из коллег дружба сложилась? – Знаете, это немного другая дружба. Артистическая дружба, закулисная, как я её называю. Она отличается от общечеловеческой. Всё-таки друзья с тобой каждый день. У меня есть друзья – они играют в группе, в которой играю я. У меня есть друзья-одноклассники, и мы общаемся практически каждый день – у нас есть общий чат «Комсомольцы-добровольцы». Что касается закулисной дружбы – конечно, есть ребята, кого я люблю больше других, с кем всегда приятно поболтать, кому я звоню, поздравляю с днём рождения, Новым годом, Рождеством, и кто мне звонит. Это Гарик Сукачёв, Серёга Чиграков, Саня Скляр, Серёга Галанин, Женька Маргулис. Могу ещё перечислить. Ну, думаю вы понимаете, о ком идёт речь. Вот с этими людьми, когда мы находимся в одном музыкальном пространстве, мы с удовольствием и общаемся. Но это всё-таки, ещё раз повторю – другая дружба. Поплачь о нём – У нас в стране рок всегда воспринимался как музыка революции, гимн бунтарства. И поэтому когда это самое бунтарство у многих рок-кумиров пошло на спад, народ воспринял это с разочарованием. Насколько, на ваш взгляд, это справедливо? – С восприятием рок-музыки в нашей стране нам подкузьмило журналистское сообщество. В конце 80‑х – начале 90‑х годов на волне перестройки рок-музыкантов приглашали на эфиры в студии как раз с такими песнями и обсуждали с ними именно эти темы – революционные и бунтарские. Поэтому многие и решили, что рок – это революционная музыка. Это отчасти, может быть, и так. Но в целом она вовсе не такая. На самом деле таких остросоциальных рок-групп у нас было две-три, ну четыре максимум. У остальных просто случалось несколько песен с социальным звучанием. Такие песни есть и у «Чайфа». Но у нас из 300 песен, может быть, пять, которые носят социальный посыл. Собственно говоря, и в мировой рок-музыке этого бунтарства было не так много. Всё бунтарство было как некое противопоставление себя старшему поколению, стремление показать, что мы другие. Вот вы застёгнуты на все пуговицы, а мы пуговицы расстегнули, вы аккуратно пострижены, а у нас длинные волосы. Бунт в основной массе был именно такой. А так это просто музыка. Хорошая, энергичная музыка.– Некоторые поклонники со скепсисом отнеслись к тому, когда лидеры легендарных групп – «Чайф», «Машина времени» и многие другие начали ездить в выборные туры в поддержку властей. В сознании некоторых рокеры просто по определению не должны дружить с властью… – Когда тебе 16 – 18 лет, вполне естественно наивно верить, что ты можешь изменить мир к лучшему. Тут абсолютно прав тот мудрец который сказал, что если в 18 лет ты не радикал, то ты подлец, а если в 40 не консерватор – ты дурак. Ещё легендарный басист Sex Pistols Сид Вишес говорил, что панк должен быть до 24 лет, а потом либо перестать быть панком, либо умереть. Когда я вижу 60-летних панков, они мне кажутся немножко смешными и фальшивыми. Поэтому мы, кто сейчас остепенился и успокоился, мне кажется, выглядим более естественно и, что самое главное, гораздо более честно по отношению к своей публике и к самим себе. Оранжевое настроение – Когда вы создавали ваши хиты «Поплачь о нём», «Не спеши ты нас хоронить», «Никто не услышит», вы понимали, что входите в историю? И вообще – могли предсказать успех песни? – За все 38 лет карьеры группы «Чайф» я никогда не мог поставить на зеро, угадать, какая песня станет популярной, и уж тем более – войдёт в историю и будет звучать долго. Когда мы записываем альбом, мне всегда кажется – вот эта песня будет главным хитом в альбоме. И я всегда ошибаюсь. Чаще всего эти песни остаются менее замеченными нашим зрителем, чем те, на которые я даже не ставил.– Как ни крути, а по большому счёту за последние годы так и не появилось ничего столь же масштабного и долгоиграющего, как те же «Чайф», «Машина времени» и т.д. «Где та молодая шпана, что сотрёт нас с лица земли»? Почему она не появляется? – Новая музыка и новые герои, конечно, есть. Но они все какие-то недолговременные. Время вообще стало какое-то более сжатое. Мы живём в гораздо более быстром темпе. То, что раньше менялось веками, сейчас меняется за 5 – 10 лет. И, соответственно, вкусы поколения тоже очень быстро меняются. И мне кажется, что, наоборот, проблема в том, что люди привыкли, что каждый день появляется что-то новенькое – они заглядывают в интернет, а там новенькая песня, новенький хит. А про тот, который был популярен неделю назад, уже все забыли. Я видел несколько выступлений молодых интернет-звёзд, и, честно говоря, это было довольно неубедительно. Выходит один человек, с ним подтанцовка, включается фонограмма. В лучшем случае минус. Получается такое караоке, которое есть в любом кафе. Возможно, поэтому все эти новые герои надолго и не задерживаются. Ранее на сайте Pravda-nn.ru фронтмен нижегородской рок-группы «ТУТ УЮТ» Иван Дзезюля рассказал о создании песен, недавнем альбоме, выступлениях и совместной работе в команде.