Кевин Спейси, Александр Сокуров, Кшиштоф Занусси проделали путь из Ташкента в Самарканд
Кевин Спейси, Александр Сокуров, Кшиштоф Занусси проделали путь из Ташкента в Самарканд
XV Ташкентский международный кинофестиваль завершился в Самарканде. Туда отправились гости и участники, …
Источник: –MK.RU
XV Ташкентский международный кинофестиваль завершился в Самарканде. Туда отправились гости и участники, включая Кевина Спейси, французского актера Сами Насери, режиссеров Кшиштофа Занусси, Семиха Капланоглу, Эмира Кустурицу, Александра Сокурова… Каждый из них мечтал увидеть не только «вечный город», построенный несколько столетий назад, но и его подобие, придуманное узбекским художником Бобуром Исмоиловым. Теперь там кинематографисты снимают кино.
Только пролетавший с жужжанием во время вручения наград квадрокоптер напоминал, в каком мире мы живем. Еще советский режиссер Али Хамраев, которого называют живой легендой узбекского кино, снимал здесь фильм «Аромат дыни в Самарканде». «Я родился в Ташкенте, но люблю Самарканд, — говорит он. — Здесь я снимал свой фильм. Мы работали с утра до ночи. Было очень жарко. У нас снимались простые люди. Все двери и ворота были открыты. Нам выносили чай, лепешки, угощали пловом, и мы снимали с большой любовью к этому городу. Махалля — это квартал, система улочек, дворов, где все живут вместе, играют свадьбы, провожают в последний путь близких. Там общая чайхана, где посуды хватит на 500 человек. Там собираются старики и молодые, помогают друг другу словом и делом. Народ всегда хочет в театре и кино познавать жизнь. Радостные и горестные минуты своих родных и соседей. Мы постарались в нашем фильме показать душу удивительного народа, живущего в Самарканде. А здесь живут узбеки, таджики, арабы, армяне, русские, цыгане… Я получал разные призы, но приз от самаркандцев особенно дорог». И он был не единственным. Али Хамраев отмечен и за режиссуру жюри национального конкурса. Он рассказал, как высоко ценил Тарковский талант начинающего режиссера Александра Сокурова, просил запомнить его имя. Сокуров редко бывает на фестивалях, но представил в Ташкенте новый фильм «Сказка» и получил в Самарканде награду за вклад в мировой кинематограф. Александр Сокуров получает награду. Фото: Светлана Хохрякова Курс был взят на молодых, студентов киновуза. Для них провели аж 60 мастер-классов звезды мирового кино. При этом старшее поколение осыпали наградами, принимали как богов. За несколько минут до церемонии закрытия удалось поговорить с выдающимся грузинским сценаристом Ираклием Квирикадзе, которого тоже отметили за вклад в кинематограф. Он родился в Грузии, жил в США, Франции, Германии, потом в Москве, оставаясь человеком мира. В конце концов вернулся на родину. — Как живете, чем занимаетесь? — Я стал графоманом. Пишу прозу. Заканчиваю книгу про виноделие в Грузии. Это не документальное повествование, а художественная проза. — Как ваш сынок? — Ему десять лет. Он рисует большие полотна на холстах акрилом, занимается графикой, выставляется по миру. — Мама, наверное, с ним занималась? Она же художник. — Он подражал маме, а потом обрел собственный стиль и уже не слушал, что она ему говорит, гнул свою линию. Характер такой. — Вспоминаю, какой он прелестный в фильме, снятом вашей женой в Индии. — За четыре дня его сняли. Хорошая картина. Это было четыре года назад, на мое 80-летие. Ирклий Квирикадзе. Фото: Светлана Хохрякова — Где вы сейчас живете? — В Тбилиси. Я в последние годы преподавал в Москве на Высших курсах сценаристов и режиссеров, но уже не преподаю года три. С трудом довел последнее поколение, которое совсем не понимаю. Все лекции они смотрят в гаджеты. Ты им рассказываешь о Годаре, а им плевать. Они не знают, кто он такой, и знать не хотят. Я поражен. Всем сейчас сложно. Печать растерянности у всех — на лбу, в душе — или оголтелости. Но лучше не вступать в этот разговор. Рад, что приехал в Самарканд, который напомнил мне мою молодость, то, как я сюда приезжал, как дружил со многими людьми. На фестивале я был членом жюри, молодежь удивила замечательными фильмами. Главное, что все мы живы и творим (Ираклий очень тяжело перенес ковид, прогнозы были неутешительные, но он каким-то чудом победил болезнь. — С.Х.). Классик польского кино Кшиштоф Занусси возглавлял жюри конкурса фильмов стран Центральной Азии. Он не раз бывал в России, прекрасно говорит по-русски и еще на нескольких языках. Разговор наш состоялся на ходу, за считаные минуты до заключительной церемонии. — Чем занимаетесь? — Я окончил новую картину «Совершенное число» про математику и про Бога. Теперь езжу с ней на разные фестивали. Это давний замысел. Я ее планировал снимать еще с Богданом Ступкой, но не успел. Две недели назад закончил работу над новым телевизионным сценарием. Так что я еще жив, еще работаю. — Продолжаете преподавать в своей киношколе? — Да, продолжаю это делать. Приезжают молодые ребята со всего мира. Добраться им теперь не так легко после перерыва на пандемию. Они изменились, стали еще более запутанные. Как мы все. Как весь мир. Кшиштф Занусси возглавлял жюри. Фото: Светлана Хохрякова Кшиштоф Занусси вручал спецприз фильму «Обучение Адемоки» казахстанского режиссера Адильхана Ержанова. Это сказочная история о жизни талантливой юной мигрантки. Алексей Учитель приехал со своей ученицей, начинающим режиссером Софьей Мелединой, и их прелестной и шустрой дочкой Ниной. Ей два с половиной года, и назвал ее Алексей в честь своей мамы. Когда-то он снимал кино в Фергане, а теперь приезжал на фестиваль, чтобы провести мастер-класс и присмотреться. Он хочет снять один из эпизодов своего нового фильма о Шостаковиче (тоже давний замысел) в Узбекистане. Гран-при фестиваля получил талантливый узбекский режиссер Шокир Халиков за фильм «Воскресенье», который уже имеет главную награду Шанхайского кинофестиваля. Картина рассказывает об узбекских стариках, испытавших на себе все прелести современной жизни, переживающих конфликт отцов и детей. Награду ему вручал Эмир Кустурица. Самарканд его потряс. Он все время говорил про Тамерлана (эмира Тимура), которого называют Великим эмиром. Возможно, схожесть имени произвела особое впечатление на впечатлительного Кустурицу. «Я рад увидеть то, что сделал Тимур, — говорил он. — Я увидел в Самарканде красоту, какую в жизни не видел. Хочу поблагодарить Тимура за то, что он здесь родился. И этот фестиваль — один из триумфов самого эмира Тимура». Пообещав, что «будет жарко», неугомонный Эмир весь вечер пел со своим оркестром. В ближайшее время он экранизирует роман «Лавр» Евгения Водолазкина и встретится по этому случаю с его автором.