Юрий Розум: "Музыка, в конечном итоге, это средство изменить мир".
Сочинения Иоганна Себастьяна Баха и Сергея Рахманинова, Вивальди и Гершвина, Сен-Санса и Гайдна звучали на вечере памяти одного из самых популярных певцов советской эпохи – баритона Александра Розума. Его творческая биография была столь же насыщенной: в Гостелерадиофонде хранится более 200 записей, сделанных Александром Григорьевичем. Среди них и арии из русских, французских, итальянских опер, практически – весь самый известный репертуар для баритона! Участница фестиваля к столетию певца в "Зарядье", солистка Большого театра Анна Аглатова, признаётся: столь широкий репертуар Александра Розума вдохновил и её на выбор программы. "Моё сегодняшнее выступление в "Зарядье" – это музыкальное приношение памяти нашего замечательного баритона Александра Розума, и исполнить я решила арии из опер композиторов Франции и Италии – Делиба и Россини. Александру Григорьевичу очень повезло, тогда наши певцы практически не имели возможности учиться в Италии, но его педагог Геннадий Аден прошёл стажировку в Римской королевской консерватории и смог передать любимому ученику секреты итальянской вокальной техники, которая считается вершиной певческого искусства", – говорит артистка. С дуэтом из "Итальянки в Алжире" Россини в сопровождении Симфонического оркестра Министерства обороны выступили Александра Ковалевич из "Геликон-оперы" и солист "Метрополитен" и "Гранд-опера" Денис Седов. А лауреат XXVII Международного конкурса Чайковского скрипач Равиль Ислямов исполнил концертную фантазию на темы из оперы "Порги и Бесс" Гершвина с такой страстью, что порвался натянутый на смычок конский волос! Выступление самых юных участников фестиваля – стипендиатов Международного благотворительного фонда Юрия Розума Софьи Казаковой и Александра Колесникова, Анны Петровой и Елизаветы Ракушиной, Константина Синёва и Эльвиры Венёвы восхищенные слушатели назвали "россыпью восходящих звёзд". Президент Фонда, Народный артист России Юрий Розум, уверен: "Конечно, к нам приходят уже лучшие, прошедшие несколько отборов учащиеся, многие из них сейчас учатся в ЦМШ. Нашим консультантам уже не надо ставить им руки или следить, чтоб не прозвучала фальшивая нота. Но мы стараемся им передать те пласты уникальной русской фортепианной школы, те представления, о которых не прочитать в методиках. Мы их учим интонировать, чувствовать зал, постараться заронить в душу слушателей новые мысли и переживания. Звучание музыки – это не просто какой-то фон, музыка, в конечном итоге – это средство сделать общество благороднее, тоньше душевно, образованнее, это средство преобразить человека. Я всегда говорил ребятам: вы всё можете, с вашим талантом вы можете и обязаны менять мир!" Певец Александр Розум не просто менял мир – его голос каждый день звучал в радиоэфире Советского Союза, и люди, слушая его, верили: "Будет людям счастье – счастье на века!" И когда, к примеру, философ-эмигрант Александр Зиновьев услышал в его исполнении "Марш коммунистических бригад" – не удержался: "За всю историю развития цивилизации человечество не создало ничего более жизнерадостного". Но советские песни в программе концерта не прозвучали – как считает сын певца, Юрий Розум, "никто так уже не споёт, не хочется терять качество. Как отец пел советские песни и как теперь пытаются… Дело не только в тембре, красоте голоса. Той искренности, с какой исполнял он – её сейчас совершенно нет". Мало кто знает, что в музыкальный мир певец попал достаточно поздно. Один из семи сыновей в крестьянской семье, после школы он пошёл на сахарный завод, где ему предложили принять участие в самодеятельности. Уникальная сегодня история – и достаточно типичная для советского времени. Как рассказывает Юрий Розум, отец должен был выступить на смотре самодеятельности как чтец. Но заболел другой участник, и Александра Розума попросили ещё и спеть: "Отца буквально вытолкнули на сцену. А жюри возглавлял народный артист РСФСР Сергей Мигай, известный баритон Большого театра. И он подошёл к отцу и сказал: "Молодой человек, вам надо учиться серьезно, у вас очень хорошие вокальные данные". Отец подумал-подумал – и пришёл в Гнесинку. И его с восторгом взяли!" Александр Розум стал первым исполнителем партий в советских операх Тихона Хренникова, Шаболина, Рубина, Молчанова. Но позже на оперную сцену выходил всё реже – стеснялся, что ограничен в движениях из-за скованной после детской травмы руки. Когда много лет спустя его услышат западные менеджеры, воскликнут: "Это же голос для Метрополитен! Для Венской оперы! Для Ла-Скала!". Но судьба сложилась так, что миллионы слушателей при имени Александр Розум вспоминают "Песню о Родине", "А любовь не кончается", "Зори московские" и ту радость жизни, что неизменно приносил его голос из радиоприёмника.