Войти в почту

Что исполняют В наши дни в концертной практике и репертуаре солистов, ансамблей, оркестров представлены Сюита в старинном стиле, скрипичные и виолончельные сонаты, Concerti grossi, Фортепианный квинтет, струнное и фортепианное трио, Концерт для фортепиано и струнных, Второй скрипичный концерт, Хоровой концерт на стихи Грегора Нарекаци, «Гоголь-сюита» из музыки к спектаклю Театра на Таганке «Ревизская сказка» (режиссер ). Симфонии Шнитке в России звучат редко. В ноябре 2019 в БЗК, на концерте к 85-летию композитора в исполнении Госкапеллы под управлением прозвучала Вторая симфония, в ноябре 2022 на фестивале Concordia в Казани Полянский исполнил Четвертую симфонию с Госоркестром Татарстана, в сентябре 2023 в Москве — с Госкапеллой России. Также из недавних исполнений музыки Шнитке: Первый Concerto grosso в просветительском цикле МГАФ «Вещь в себе» (ведущий – Я. Тимофеев) в ноябре 2022 (И. Мовчан, А. Забавников, Д. Гуща, ГАКО России под управлением А. Уткина); Струнное трио в концерте Ансамбля Next Monday «Лава и вода» (март 2023, ДК Рассвет); «Стихи покаянные» для смешанного хора a cappella в цикле «Musica sacra nova. Духовная музыка из бывшего СССР» (совместный абонемент Московской филармонии и Фонда ) в мае 2023 (В. Полянский, хор ГАСК России). Оперное наследие Шнитке также представлено в России скромно. «Жизнь с идиотом», отечественная премьера которой состоялась в 1993 (Театр Покровского), не ставилась с 2003 (Новосибирский театр оперы и балета; режиссер ). Оперу «Джезуальдо» можно было слышать лишь в концертном исполнении В. Полянского и ГАСК России: в 2000 (премьера) и 2019 в БЗК. Опера «История доктора Иоганна Фауста» (премьера в Гамбурге в 1995) не звучала в России вовсе, зато исполнялась одноименная кантата – например, в Новой Опере, на Крещенском фестивале в январе 2023. Музыка Альфреда Шнитке звучала в балете «Мастер и Маргарита» румынского хореографа (премьера в Большом театре в декабре 2021; спектакль года в рейтинге «МО» «События и персоны»), включившего в свою постановку фрагменты «Стихов покаянных», Первой виолончельной сонаты и Сонаты для скрипки № 1, Первого Concerto grosso и Фортепианного квинтета, Концерт для фортепиано и струнных и Танго из кинофильма «Агония» в аранжировке А. Рахманина. Уже в новом концертном сезоне Первая (1963) и Третья (1994) скрипичные сонаты Шнитке звучали 1 октября 2023 в МГИМ им. Шнитке в исполнении Елены Рольбиной и Рустама Шайхутдинова. Впрочем, музыку Шнитке может услышать каждый: достаточно найти в сети фильмы «Спорт, спорт, спорт», «Агония», «Восхождение», , «Сказка странствий», «Сказ о том, как царь Петр арапа женил», , «Вызываем огонь на себя», «Похождения зубного врача», , «Осень», «Маленькие трагедии», «Мертвые души», «Мастер и Маргарита», многие другие. Издательство «Композитор • Санкт-Петербург» продолжает выпуск Собрания сочинений Шнитке. Как указывает сайт издательства https://compozitor.spb.ru/, на сегодняшний день выпущен 41 том / тетрадь. Институт имени Шнитке Альфред Шнитке с 1949 по 1953 учился в Музыкальном училище имени Октябрьской революции, в конце 1950-х преподавал в училище. В 1993 училище было преобразовано в вуз, а в 1999 институт получил имя Шнитке. В вузе чтят память своего выдающегося выпускника. В 1999 была образована Научно-образовательная творческая лаборатория «Шнитке-центр», в которой сконцентрированы материалы о жизни и творчестве композитора, его семьи, его окружения. «Шнитке-центр» входит в состав кафедры философии, истории, теории культуры и искусства и располагает огромными фондами: нотными, иконографическими, литературными, содержит видео-, аудиозаписи, коллекцию газетных и журнальных вырезок. Здесь же хранятся документальные, художественные фильмы, мультфильмы с музыкой композитора. В год столетия Института (2018) вдова композитора Ирина Шнитке приняла решение безвозмездно и бессрочно передать в дар Институту Московский и Гамбургский кабинеты композитора, включая все оригинальные вещи, которые находились в них: мебель, книги, альбомы, партитуры, записи, журналы, видеокассеты, грампластинки, картины, иконы, личные вещи. Все экспонаты, входящие в состав кабинетов, расположены так же, как и при жизни композитора. С 1999 по 2016 выпушено 10 сборников статей и материалов «Альфреду Шнитке посвящается», в подготовке которых принимали участие известные музыковеды Елена Долинская, Алла Богданова, Александр Ивашкин, Евгения Чигарева, вдова композитора Ирина Шнитке. Шнитке и «Музыкальное обозрение» Музыка Шнитке не раз звучала в концертах, абонементах, на фестивалях «МО». На фестивале «Кружева» в Вологде дважды (в 2008 и 2016) исполнялась «Сюита в старинном стиле» (в 2016 в переложении для флейты и фортепиано, солисты МАСМа Иван Бушуев и Михаил Дубов). В 2022 на концерте фестиваля «Кружева» в Софийском соборе Вологодского кремля хор МГИМ им. Шнитке под управлением исполнил «Отче наш» (№ 3 из цикла «Три духовных хора», 1984). Третий Concerto grosso Шнитке (1985) для двух скрипок, клавесина, челесты, фортепиано, струнного оркестра и колоколов звучал в абонементе «МО» и МГАФ «WWW.БАЯН.RU» в переложении для солистов и ансамбля аккордеонов (12 ноября 2021, концерт “Detto” к 90-летию Софии Губайдулиной). В концертах Всероссийского фестиваля «Музыкальное обозрение – OPUS» постоянно участвуют коллективы МГИМ им. А.Г. Шнитке и исполняют произведения композитора. Так, например, на концерте «Музыкальное обозрение – OPUS 32» (14 ноября 2021, зал «Оркестрион») Елена Рольбина и оркестр МГИМ под руководством исполнили Второй скрипичный концерт Шнитке, написанный в 32 года (1966). Трио для скрипки, альта и виолончели (1985) звучало в марте 2023 в МГИМ им. Шнитке в программе «3+3» (концерт фестиваля «Музыкальное обозрение – OPUS 34»). В программе представлена эволюция жанра струнного трио от ранней классики до наших дней: Боккерини, Вайнберг (проект «Вайнберг. Возвращение» «МО» ведет с 2014), Шнитке. 25 октября в Московском Доме композиторов состоится еще один концерт коллективов МГИМ им. Шнитке на фестивале «Музыкальное обозрение – Opus 34», в котором прозвучат два сочинения Шнитке: Соната для скрипки и камерного оркестра ((1968; оркестровая версия Сонаты № 1 для скрипки и фортепиано, написанной в 34 года, солистка Елена Рольбина) и «Гоголь-сюита». На концерте фестиваля «Музыкальное обозрение – OPUS 34» в марте 2023 в Кирове звучали Прелюдия памяти Д. Д. Шостаковича для двух скрипок (1975) и Фортепианный квинтет (1972–1976) в исполнении солистов Вятского губернского симфонического оркестра. 18 октября 2023 в Казани (ГБКЗ им. Сайдашева) в рамках фестиваля «Музыкальное обозрение – OPUS 34» Казанский камерный оркестр “La Primavera” под руководством Рустема Абязова и солистка Светлана Станчина исполнят Сонату для скрипки и камерного оркестра. В сезоне 2023/2024 «МО» проводит в Камерном зале Московской филармонии абонемент «Альфред Шнитке (1934–1998). К 90-летию со дня рождения. «Лабиринты» (автор и ведущий ). Абонемент вызвал большой ажиотаж, был полностью распродан в первые же дни продажи абонементов. (Подробная программа абонемента — на стр. 12). 11 марта 2023 исполнилось 45 лет со дня публикации в газете «Правда» статьи «В защиту “Пиковой дамы”», подписанной народным артистом РСФСР, дирижером Большого театра СССР, лауреатом Государственной премии СССР Альгисом Жюрайтисом. Речь в этом тексте шла о постановке оперы Чайковского Юрием Любимовым (с музыкой Альфреда Шнитке и сценографией Давида Боровского, дирижировать должен был ), премьера которой планировалась в парижской Гранд Опера (об этом «МО» подробно писало в № 6 (511) за 2023). В результате постановка была сорвана. На пути к памятной дате 24 ноября 2024 будет отмечаться 90 лет со дня рождения Альфреда Гарриевича Шнитке. Почти за два года до этой даты с инициативой о праздновании выступил председатель . Что не случайно: будучи уроженцем Саратовской области, он фактически держит в руках нити управления регионом и всем, что в нем происходит. Володин предложил создать на федеральном уровне оргкомитет по подготовке празднования. С таким предложением он выступил на совещании в Саратовской консерватории. Шнитке родился в городе Энгельс Саратовской области, в 1997 он был избран почетным гражданином города. С 2003 музыкально-эстетический лицей Энгельса носит его имя, а в 2018 ему открыли памятник (скульптор ). «У нас (именно так! — «МО») на следующий год будет 90-летие со дня рождения Альфреда Шнитке. Это знаковое событие в рамках нашей страны. Со своей стороны буду обращаться в , чтобы был создан оргкомитет по празднованию 90-летия со дня рождения Альфреда Шнитке. Необходимо сделать все для того, чтобы как можно больше людей соприкоснулись с творческим наследием композитора Шнитке, нашего земляка», — сказал Володин. Оргкомитет был создан распоряжением Правительства РФ 16 мая 2023. Возглавила Оргкомитет министр культуры РФ . В составе Оргкомитета — статс-секретарь – зам. министра культуры РФ Надежда Преподобная, спецпредставитель президента РФ по международном культурному сотрудничеству , альтист и дирижер , пианистка , директор Российского национального музея музыки Михаил Брызгалов, и.о. ректора ГМПИ им. Ипполитова-Иванова Валерий Ворона, ректор СГК им. Собинова , генеральный директор ГЦТМ им. Бахрушина Кристина Трубинова, генеральный директор Московской филармонии , генеральный директор Московской филармонии Алексей Шалашов, главный редактор телеканала «Культура» , министр культуры Саратовской области Наталья Щелканова, представители министерств и общественных организаций. Состав Оргкомитета вызывает вопросы. В частности, не вошел в его состав Валерий Полянский, сделавший для продвижения хорового и симфонического творчества Шнитке в СССР и России больше, чем кто-либо из ныне здравствующих маэстро, исполнивший (в том числе премьеры) и записавший многие его хоровые и симфонические сочинения. Нет в Оргкомитете , ректора МГИМ им. Шнитке – alma mater композитора. Фестивали Наиболее объемно творческое наследие Альфреда Шнитке было представлено на фестивалях или в циклах концертов к юбилейным датам композитора. Первый фестиваль музыки композитора состоялся в Нижнем Новгороде в 1989 прошел с участием выдающихся исполнителей (, , Гидона Кремера, Юрия Башмета). Шесть фестивальных концертов состоялись в Большом зале Московской консерватории в 1994, где звучали три симфонии – Третья (Валерий Полянский), Пятая (Франк Штробель) и Четвертая (Геннадий Рождественский), Альтовый концерт (солист Юрий Башмет, дирижер Владимир Зива), премьеры Третьей скрипичной сонаты (Марк Лубоцкий и Ирина Шнитке) и Пятого Concerto grosso в исполнении Гидона Кремера. В цикле московских концертов 1999, к 65-летию Альфреда Шнитке, участвовали виолончелисты Наталия Гутман и Александр Ивашкин, скрипач Олег Крыса, Госоркестр под управлением Гинтараса Ринкявичуса, хоры Московской консерватории и МГИМ имени Шнитке. В программах – сочинения 80-90-х годов: A Paganini для скрипки соло, Фортепианное трио, Соната № 3 для скрипки и фортепиано… Важным нефестивальным событием конца 1990-х стала премьера в БЗК в июне 1998 Девятой симфонии Шнитке в расшифровке Геннадия Рождественского (небесспорной), которую теперь и не услышать, в отличие от версии . В 2004 в Москве (БЗК, Центр ) прошел самый масштабный по географии участников и жанровой палитре восьмидневный фестиваль музыки Шнитке, к 70-летию со дня рождения композитора. Участвовали американский Kronos Quartet, Наталия Гутман, Юрий Башмет, Олег Крыса, и «Кремерата Балтика», НФОР под управлением Романа Кофмана, , , Ион Марин… В 2008 Ансамбль солистов «Студия новой музыки» при участии Австрийского культурного форума провел цикл концертов «Альфред Шнитке в контексте эпохи». В 2014 Московская консерватория провела фестиваль «На пересечении прошлого и будущего», к 80-летию со дня рождения А. Шнитке: 6 концертов и двухдневная международная конференция. Среди участников фестиваля – Госкапелла России под руководством Валерия Полянского, Камерный хор Московской консерватории (дирижер ), Ансамбль «Студия новой музыки» (дирижер Анатолий Левин), симфонический и камерный оркестры МГИМ имени А.Г. Шнитке (дирижер Игорь Громов). В. Полянский дирижировал на закрытии фестиваля Четвертой симфонией. Что будет к 90-летию — покажет время. Антон ДУБИН, Павел РАЙГОРОДСКИЙ «Музыкальное обозрение» в социальных сетях Дорогие наши читатели, коллеги, друзья! Времена изменились, но «Музыкальное обозрение» неизменно в своей сути: качественная аналитика, рецензии, статьи, книжные обзоры, исчерпывающая картина культурной жизни в столицах и регионах. Подписывайтесь на газету «Музыкальное обозрение»! Подписка на газету – это ваша поддержка сайта, концертов и фестивалей, образовательных, просветительских, издательских проектов «Музыкального обозрения». Также вы можете поддержать наше издание финансово. ПОДДЕРЖАТЬПОДПИСАТЬСЯ