Главный приз фестиваля неигрового кино "Россия" уехал в Москву

Номинаций у "России" много - к фестивалю неигрового кино, который проходит в Екатеринбурге 34-й год подряд, горожане относятся с живым интересом и всегда стараются отметить всех, кто им понравился, подстраховывая профессиональное жюри премиями и дипломами. А в знак уважения к зрителям церемония закрытия по традиции начинается с вручения приза зрительских симпатий. Победителя определяют народным голосованием, и в этом году первую статуэтку музы кино на колесе истории получила режиссер Екатерина Толдонова за фильм "Война. Женский род".

Главный приз фестиваля неигрового кино "Россия" уехал в Москву
© Российская Газета

Так сложилось, что все призы, кроме одного (лучший дебют - Юлия Макарова, "Горький мед"), уехали в Москву: лучшей полнометражной картиной признали "Хранителя" режиссера Дмитрия Завильгельского, короткометражной - "Николай Обухович. За амальгамой бытия" Татьяны Скабард, приз за операторское мастерство достался оператору фильма "Военкоры" Михаилу Бурову. Гран-при жюри присудило картине "Семь дней осени" Алексея Головкова.

Но чаще других на сцену поднимался Алижан Насиров из Бишкека: его лента "Медик" удостоилась специального диплома жюри "За создание яркого образа служения людям", приза телеканала "Продвижение" и приза "За гражданское достоинство" уполномоченного по правам человека в Свердловской области Татьяны Мерзляковой. Режиссеры из Екатеринбурга Павел Фаттахутдинов и Светлана Боброва получили особенно значимую награду: Российский государственный архив кинофотодокументов признал их "Заповедник" "достойным государственного хранения".

Свой приз учредила и "Российская газета". Наш выбор пал на ленту "Диагноз: жизнь" Анастасии Приказчиковой. Он рассказывает о каждодневном негромком подвиге медиков Донбасса: они остались на родной земле, чтобы, рискуя своей жизнью, спасать сотни чужих, любовью спасать от ненависти. Приз называется "За умение видеть главное", поскольку мы убеждены: именно кинодокументалисты создают портрет эпохи, по их работам люди в будущем смогут судить о том, в каких обстоятельствах жила страна. А главное для всех сегодня происходит там, за ленточкой. Сильные, честные, жесткие картины про героев СВО - солдат и офицеров, военкоров, полковых священников, про жен и матерей - в программе были, но внимания профессионального жюри не привлекли.

Герои фильмов-фаворитов строят свой "тихий рай" за Полярным кругом, ведут археологические раскопки, разводят пчел, восстанавливают старинные паровозы и наблюдают за уникальными явлениями природы, а реалии последних лет границы их личных вселенных не нарушают. Таков "фестивальный кинопортрет" России образца 2023 года. Однако члены жюри в своем выборе уверены и призывают не путать "хроникально-документальное кино" с настоящим искусством.

- Документальные фильмы рассказывают нам о нас, и они не обязательно отражают события сегодняшнего дня, - говорит председатель жюри киновед, историк кино Валерий Фомин. - Наиболее серьезные и глубокие из них сочетают в себе "сегодня и всегда". Они о том, что происходит сейчас, но "хвост" у этого события может быть в вечности. Хотя, разумеется, фильмы о Донбассе имеют большую ценность и первоочередную важность, они создают нашу память.

Самым острым на итоговой пресс-конференции стал вопрос - почти ровесник кинофорума: почему блестящее, умное документальное кино остается для зрителя невидимкой, кочуя с фестиваля на фестиваль, и не получает широкого доступа на киноэкраны, телевидение и стриминговые платформы? Кто виноват и что делать? Признаться, ответ давно известен, но воз и ныне там… на кинофестивалях.

Жюри призывает не путать "хроникально-документальное кино" с настоящим искусством

- Сталин сказал: один хороший фильм стоит нескольких дивизий. Если бы страна видела фильмы о Донбассе, у нас было бы другое понимание того, что происходит, и другое к этому отношение. Но сейчас это оружие зачехлено и не работает. Такая ситуация - огромная ошибка со стороны государства, - уверен Валерий Фомин.