Звуки проспекта. Уличные музыканты Саратова рассказали о своем заработке, любимых местах для выступлений, репертуаре и отношениях с полицией
Есть среди них виртуозные скрипачи итрубачи всех возрастов, исполнители авторской музыка, гитаристы, перепевающие русский рок, дети, играющие изрук вон плохо, реперы (кудаже без них) и, конечно, Вовчик, которого назвать музыкантом довольно сложно, носимволом города онстал.
Корреспондент «Свободных новостей» Дарья Проценко поговорила ссаратовскими музыкантами иузнала, почему они играют наулицах.
«Яэстет, имне нравится все красивое…». Владислав Гурковский, студент саратовского областного колледжа искусств
«Обычно яиграю у«Манежа», потому что здесь, ябы сказал, одно изсамых красивых мест напроспекте: здесь горят фонарики, огни. Атмосфера приятная…я эстет, имне нравится все красивое…»,— говорит юноша.
Также Влада можно встретить нанабережной около Ротонды и«наякорях». Наякорях— излюбленное место музыкантов наберегу Волги, расположенное около больших ступенек кнабережной, иногда служащих сидениями для прослушивания уличных музыкантов.
Влада явстретила почти ночью напроспекте, онвыходит играть пару раз внеделю, восновном, ввечернее иночное время:
«Последние года два поночам играю… Ябольше люблю ночью, потому что нетак шумно… Последнее время такая тенденция пошла, что днём люди уже привыкли куличной музыке иособо непроявляют инициативу, авот вечером— да… Днем они куда-то идут, авечером отдыхают…».
Центральное место врепертуаре музыканта занимает русский рок, ноесть инемного зарубежной музыки— восновном, винструментальном исполнении, зарубежный блюз, классика, тоже инструментальная, джаз.
Самая частотная композиция висполнении— «Кукла колдуна» группы «Король ишут».
«Тыстоишь играешь джаз, иэто вносит такую маленькую атмосферку наВолжской…» Элиадор Амиров, студент московского эстрадного джазового колледжа при академии Гнесиных
Элиадор— трубач, онпредпочитает играть наулице Волжской уособняка Шмидта.
«Ячаще всего играю наВолжской, потому что это прогулочное место. Особенно вечером при тени ночных фонарей, тыстоишь играешь джаз, иэто вносит такую маленькую атмосферку наВолжской…»— рассказал музыкант.
Элиадор тоже предпочитает играть наулице ввечернее время: «Явечером обычно играю для того, чтобы эмоций больше передать… Вечером больше получается порадовать людей иполучить эмоции самому…».
Пословам музыканта, уторгового центра «Манеж» лучше акустика— «там широкий квадрат, звук разлетается иначинает отбиваться…», нотам выступает большое количество гитаристов инесовсем понятная аудитория.
«Янеиграю тепесни, которые играют все, япытаюсь выделяться… Явспоминал, что играл воркестре иподумал, ачто будет, если поиграть душевное, вечернее ипорадовать публику…»— говорит музыкант.
Пословам Амирова, чаще всего ониграет композиции «Есть только миг», «Старый клен», «What aWonderful World».
Впланах уЭлиадора создать небольшой ансамбль вместе состудентами консерватории ивыступать всаратовских заведениях. Например, вгастробаре «Липа» наВолжской и«Гастродворе» напроспекте Столыпина.
Как говорят ребята, они невыходят играть напроспект, чтобы зарабатывать: «Напроспект явыхожу незаработать денежку, акайфануть…», «Проспект— это нетоместо, куда нужно идти зарабатывать, побольшей степени— это про знакомства, общение, наработку аудитории…деньги— это уже последнее, это как приятный бонус…».
«Уменя синдром бродяжничества…» Михаил Махортов, лаборант, гитарист
Например, Миша Махортов выходит играть напроспект для «убийства времени» иради новых знакомств. Как говорит сам музыкант, онболеет «синдромом бродяжничества»:
«Янемогу сидеть дома, мне надо чем-то заниматься, ивот как раз всвободное время, когда хорошая погода, яиду напроспект»,— говорит музыкант.
Заигрой нагитаре его можно встретить наизлюбленном месте всех «проспектных» музыкантов— нанебольшой площадке около «Бургер Кинга». Аещё уТЦ«Манеж» инанабережной.
«Обожаю сидеть нанабережной…я люблю ближе кмосту, чтобы его было видно. Когда спускаешься спроспекта, там есть кусок набережной, вот там ясажусь, чтобы видеть Волгу, мост, смотреть наэто красивое небо, нуинаРотонде могу посидеть, хотя иредко, потому что идти далеко, даитам всегда народ, всегда места заняты»,— рассказал музыкант.
Так как Миша выпускник колледжа радиоэлектроники СГУ иработает поспециальности лаборантом, напроспект онвыходит нечасто: «Раз внеделю, два раза…я нетак часто сижу напроспекте, потому что яработаю еще, иближе квыходным— раз-два внедельку выйду, посижу поиграю…я неособо часто там сижу. Есть ребята, которые каждый день там сидят».
Музыкант часто выступает вуниверситете инадругих мероприятиях.
Махортов играет русский рок, зарубежный рок ипопса. Чаще других Михал играет «Седьмой лепесток» («Адождь наокнах рисует», Антон Токарев), «Это все» (ДДТ) и«Наше лето» (группа «Валентин Стрыкало»).
«Комне часто подходят, просят сыграть какую-то определенную песню…всё зависит оттого, как тыисполняешь, если тыисполняешь хорошо, люди будут подходить, слушать ипросить…»— говорит Михаил.
«Явыхожу, чтобы заработать…» Persik Juss, гитарист
Музыкант Владимир Головей, выступающий под псевдонимом Persik Juss, сразу признается, что игра напроспекте Столыпина— это основной вид заработка. Чаще онпоёт кавер-версии напопулярные песни.
«Уменя есть свои песни, нолюди неумеют слушать то, чего они незнают, поэтому иприходится играть что-то типа «Батарейки» и«Районов-кварталов», хотя язнаю больше трехсот песен…играл пару раз напроспекте свои песни, носмысла вэтом особо нет…они нереагируют, как иначто-либо другое неочень знакомое…список массово знакомых людям песен ограничен, ичаще всего люди просят одно итоже: «Кукла колдуна», «Кукушка» итак далее».
Ксамым частотным Persik причисляет и«Вахтерам» группы «Бумбокс».
Чаще всего Владимир играет около торгового центра «Манеж». Свой выбор онобъясняет удобством площадки: «Напротив нет жилых домов, имоя аппаратура никому немешает…это самое любимое место, потому что вдругих местах звук может бить людям вокна, могут быть жалобы».
Всезон музыкант старается выходить играть наулицу каждый день на5-6 часов каждый. Навопрос оразмере заработка оннеответил, ноуточнил, что теденьги, которые онполучает сейчас, больше зарплаты вмузыкальной школе: пообразованию онпреподаватель, окончил Вольский музыкальный колледж поклассу гитары.
Заодин выход, пословам других уличных музыкантов, всреднем можно заработать 1,5 тысячи рублей, есть иисключения— ходит легенда, что один раз одному музыканту оставили 50 тысяч заодин вечер.
Конкуренции особой между музыкантами нет, «коллеги» спокойно договариваются отом, вкаких местах они будут играть.
«Если твоя музыка останавливает людей, значит, она чего-то стоит…» Володя Каспий, музыкант, организатор концертов
Насаратовском проспекте можно встретить имузыкантов, играющих накрупных фестивалях авторскую музыку. Володя Каспий устраивает «стриты»— уличные выступления— вподдержку своих концертов.
Пословам Володи, настоящий музыкант должен пройти школу улицы, ноопыт современных стрит-музыкантов лишен этики.
«Если твоя музыка останавливает людей, значит, она чего-то стоит…но мынесовсем этично поступаем поотношению кавторской музыке— мызарабатываем начужой музыке, тоесть те, кто поют кавера…я уверен, что это неправильно… Культура каверов— это нормально, ноэто должно быть всего лишь какой-то ступенью ксвоему творчеству… Из-за каверовой культуры люди разленились, имногие авторы, достаточно талантливые, немогут пробиться… Тыидешь попроспекту, тыпривык: тебе просто поют то, что тызнаешь… Напроспекте яникогда непою кавера— япою свои песни»,— говорит Каспий.
Проблем сполицией уКаспия нет, тем более что его выступления наулице согласованы сместными властями: «Мыофициально договаривались через волонтеров культуры, полиция нас охраняла».
От«стрита» вСаратове даже Борис Гребенщиков (артист признан минюстом РФ«иностранным агентом») неудержался. В2019 году онсыграл 30-минутный уличный концерт уфонтана «Мелодия».
Как взаимодействуют с уличными музыкантами другие города
Опыт других городов показывает, что власти регулируют выход музыкантов на улицу. Так, например, в законе Санкт-Петербурга от 21.12.2022 №725-137 указано, что «проведение уличных выступлений осуществляется по согласованию с уполномоченным правительством Санкт-Петербурга исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга». Грубо говоря для того, чтобы выйти на улицу с творческим номером, нужно согласовать его с властями. При этом есть временные интервалы для выступлений и также места, где можно и нельзя использовать звукоусиливающую аппаратуру. Так же и в Москве. Московский портал предлагает выбрать место и время выступления.
Отношения с полицией в Саратове неоднозначные.
«Некоторые сотрудники полиции считают, что заниматься уличной музыкой – это попрошайничество… Никакого закона нет… Даже взять Москву или Санкт-Петербург: там это все легализовано и можно играть, авторизуясь через сайты…Там бронируется место и достаточно прислать ролик, и никакие деньги не нужно вносить… Насчет шума: шумовой порог измеряется специальным прибором, но по факту этого никто не делает, и если ты шумишь, говорят, что мы шумим и просят прекратить. Это даже смешно, что уличного музыканта привезли в участок писать там что-то… На моих глазах забрали моего друга в отдел за несанкционированный митинг, так как собрал толпу (он был с колонкой). Он поехал, написал объяснительную, еще свидетельница приехала, сказала, что он ничего такого не сделал. Его, конечно, отпустили», - рассказал корреспонденту «Свободных новостей» один из саратовских собеседников.
Но вопрос о том, нужен ли закон о регулировании уличных выступлений на саратовских улицах открытый. По словам самих музыкантов, вмешательство властей может привести к уменьшению количества мест для выступлений в центре Саратова.
Но сейчас на сайте «Российской общественной инициативы» (РОИ) проходит модерацию петиция за выделение таких зон в Саратове. По словам одного из авторов инициативы - Андрея Сафонова, регулирование позволит избежать конфликтов с местными жителями из-за шума и «маргинальными прохожими», так как безопасность концертов будет обеспечивать полиция.