В Новосибирский областной театр кукол приехал "Ревизор"
В русской литературе не так много комедий. Литераторы, впрочем, как и режиссёры, тогда, когда родился "Ревизор", как и сейчас, предпочитали высокий жанр трагедии. А Гоголь считал, что жанр комедии необходим, и его надо развивать. Поддержал его в этом мнении и Александр Сергеевич Пушкин, который, собственно, и подсказал сюжет "Ревизора". И вот в 1836 году в Александринском театре впервые была представлена новаторская комедия. Новаторство заключалось в том, что речь шла не о любовных перипетиях и не о забавных приключениях. Гоголь написал социальную комедию. Он собрал все самые неприглядные черты окружающей действительности, вывел их на сцену и высмеял. "В “Ревизоре” я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем", — писал Гоголь о своей пьесе. Так посмеялся, что история о том, как в город Н-ск приехал молодой чиновник, а его приняли за ревизора, остаётся смешной и актуальной и сегодня. Художник-постановщик Александра Павлова создает мир, в котором иллюзия благоденствия прикрывает разруху, но от столкновения с действительностью разрушается, как разрушается любая ложь. Куклы, придуманные художницей, очень точно передают характеры героев. Персонажи оживают и активно взаимодействуют с артистами, выстраивая собственные отношения. Подчёркнуто заботливо подкармливает своего Землянику Владимир Вайман, сокрушенно приводит в чувство впечатлительного Луку Лукича Хлопова Александр Николаев, сочувствует ворчливому Осипу Андрей Меновщиков… Вместе со своим героем недоумевает и Сергей Вихорев: как так, он же хороший человек, Городничий, герой войны 1812 года, как же получилось, что здесь и сейчас он так облажался… — Нам важно было показать эту историю через шарж, чтобы зритель считал её как пародию. Поэтому мы используем приём прямого общения куклы и актёра во время спектакля. Причём кукла здесь главная, а человек — лишь раб этой лампы, — говорит режиссёр-постановщик спектакля Давид Бурман. — Таким образом выстраивается грань между нами, зрителями, которые не совершают подобных поступков — не берут взяток, не обманывают, не воруют, — и миром "Ревизора". Мы не ищем бревно в чужом глазу, мы хотим избавиться от соринки в своём. Это история про то, как мы, попадая в зависимость от нашего окружения, сами меняемся, причём не в лучшую сторону. И как избежать этого — решать всем: и артистам, и куклам, и зрителям.