После начала СВО иностранная музыка перестала пользоваться особым спросом в РФ

После начала СВО иностранная музыка перестала пользоваться особым спросом в РФ
© FBM.ru

По результатам 2022 года Российское авторское общество (РАО) выплатило зарубежным авторам рекордно низкую сумму вознаграждений, сравнимую с показателями 2017 года. Об этом свидетельствуют отчеты о деятельности общества (отчетность за более поздние периоды на сайте РАО отсутствует).

Так, из отчетности РАО для Министерства культуры можно узнать, что сумма вознаграждения, выплаченного иностранным правообладателям в 2022 году, равна ₽20,7 млн, что в шесть раз ниже показателя 2021 года, когда заграничные авторы получили от РАО около ₽131 млн. Даже в пандемийном 2020 году, когда закрытые из-за коронавируса рестораны, кафе и кинотеатры долгое время не в состоянии были производить отчисления в пользу правообладателей, выплаты зарубежным авторам музыки были выше ‒ тогда они достигали уровня в ₽125 млн.

В целом в 2022 году, как передает портал РБК, телеканалы, радиостанции, кинотеатры и заведения, где прокручивалась музыка, перечислили РАО в пользу всех авторов произведений (и отечественных, и иностранных), судя по переданным Минкультуры отчетам, ₽3,2 млрд. Это незначительно меньше, чем в 2021-м, когда сборы достигали ₽3,3 млрд.

Обсуждая изменения на внутреннем рынке, в РАО указали на рост интереса к российскому контенту. Это, по мнению представителя организации, «позитивный тренд, играющий немаловажную роль в формировании благосостояния российских авторов». «Тренд, в частности, заметен по статистике использования музыки для озвучания коммерческих пространств, например ресторанов, магазинов и гостиниц, ‒ подчеркивают в РАО. ‒ Популярность плейлистов с российскими произведениями увеличилась в среднем на 30%».

Активно продвигается «импортозамещение» музыки в кино и на телевидении, отмечают в РАО. В современных сериалах звучит русская классическая и эстрадная музыка, востребованным стал жанр авторской песни.

«Знаменитый «Танец с саблями» Арама Хачатуряна вошел в саундтрек сериала «Любовники», ‒ сообщил РБК представитель РАО. ‒ Его же сюита к драме «Маскарад» стала музыкальным оформлением сериала «Нулевой пациент». Возвратилась популярность к песням и композициям ВИА «Пламя», «Самоцветы», «Синяя птица», «Веселые ребята», «Цветы». В первых строках востребованных исполнителей ‒ Алла Пугачева, Анна Герман и Высоцкий, Олег Анофриев с песнями из мультфильма «Бременские музыканты». Шлягеры советских лет можно встретить в компьютерной игре Atomic Heart».

В то же время источник РБК в медиаотрасли обратил внимание на то, что деятельность РАО, как и всех организаций по коллективному управлению правами базируется «не на интересе слушателей к какой-то конкретной музыке, а на практике». «Если иностранные артисты не выступают в России, а их музыка не крутится в эфире, то и отчисления авторам будут падать, ‒ особо выделяет он. ‒ Помимо прочего, в 2022 году РАО сократило ставки отчислений, чтобы поддержать индустрию. Это также повлияло на выплаты».

Отечественная музыкальная индустрия за последние годы «нативно импортозаместилась», считает организатор международного форума музыкальной индустрии Colisium Сергей Бабич. «По информации музыкальных дистрибьюторов, 82% выпущенных треков имеют кириллическое название, что означает большую вероятность их русскоязычного содержания, ‒ поведал он. ‒ В текущем году и вовсе начался взрыв появления большого количества новых молодых имен среди российских артистов, которые интересны россиянам. Кроме того, еще с начала пандемии в РФ практически не приезжали иностранные артисты».