«Алые паруса» в театре «Поколение»: «Ее называли сумасшедшей, а она шла к своей мечте»
В Московском детском музыкально-драматическом театре «Поколение», который появился в результате слияния Театра Чихачева и театра «Сопричастность», премьера музыкального спектакля по мотивам одноименной повести А. Грина в сопровождении симфонического оркестра «Алые паруса». Это одно из самых известных произведений Максима Дунаевского. Создатели драматической основы по сказке Александра Грина – Михаил Бартенев и Андрей Усачев, режиссер спектакля – Олег Ильин, аранжировщик – главный дирижер театра Владимир Янковский представили свою версию популярного мюзикла. Отличительной особенностью стали оригинальный саунд-дизайн и масштабная авторская анимация, которая переносит зрителя на берег моря.
Но главное – лирическая история о вере в мечту и о том, что можно самим творить чудеса, осталась и в современной интерпретации неизменной.
«Раньше люди здесь были настоящие»
Грин придавал образу алых парусов особое значение, символическое. Это олицетворение определенных понятий и идей. С детства для нас это как воплощение мечты, идеала, любви, надежды. Яркий и в то же время теплый оттенок красного – алый – ассоциируется с нежностью, но и с пламенем и негасимым душевным огнем, которые присущи Ассоль (Жанна Андреева, Дарья Воробьёва). Эта девчонка – воплощение стойкости, верности мечте, стремления к идеалу.
Наивность и мечтательность в постановке граничат с грубой жестокостью. И это отличный повод поговорить с детьми после просмотра и понять самим, что не бывает плохих и хороших людей, нет злых и добрых, есть лишь плохие и хорошие, злые или добрые поступки.
«Через годы обид, через море невзгод он к тебе прилетит, он к тебе приплывет…»
Эта история совсем не похожа на сказку, несмотря на то, что тут есть сказочник и мечты. История очень жизненна и реальна. Ни одного персонажа невозможно поделить на белое и черное, все гораздо глубже и сложнее. И даже Меннерс (Константин Скрипалев, Никита Следнев), который никак не мог простить Лонгрену (Владимир Бекетов, Вадим Панфилов) смерть своего отца (Станислав Широков, Станислав Якубовский), очень трогательно оберегает Ассоль и позже признается ей в любви. Но самым драматичным для него моментом становится отказ от возлюбленной. Он уступает ее Грею (Евгений Петиш, Вадим Поповичев) лишь потому, что по-настоящему любит ее. Сам же Грей – образ мужественности, стойкости, стремления добиваться всего самому.
«Я очень трепетно отношусь к музыке Максима Дунаевского. Это выдающийся композитор, – отмечает режиссер Олег Ильин. – Пьеса Бартенева и Усачева современная, дающая возможность для проявления мощных эмоций. Сюжет здесь более драматичен, чем у Грина. Для меня как для режиссера вообще очень важна проблема выбора. В данном случае – между мечтой и обыденностью. Обыденность может казаться даже более счастливой, и остаться верным мечте совсем не просто. Но надо верить! Именно это мне хотелось бы донести до зрителей».
«Мы любим сказки, а сами в них не верим. Мы доверяем приборам…»
Мечта – корабль под алыми парусами – осуществляется, сбывается, и явление этого рукотворного чуда – действительно феерия, волшебство, сотворенное людьми с романтической, чистой, любящей душой. Романтическая душа, любовь, доброта одерживают победу над жестокой реальностью жизни.
«Это не я, это ты волшебник. Это ты учишь нас всех любить, мечтать и не сдаваться!»