Одиночеству надо учиться
Инициатор фестиваля "ВИДЕТЬ МУЗЫКУ"– Ассоциация Музыкальных Театров при финансовой поддержке Министерства культуры РФ. Проект реализуется с использованием гранта Президента РФ, предоставленного Президентским фондом культурных инициатив. Нижегородская государственная консерватория им. М.И. Глинки привезла на нынешний форум монооперу "Ожидание" Микаэла Таривердиева по поэме Роберта Рождественского "Ожидание (монолог женщины)". Это сочинение - непродолжительная оперная миниатюра для женского голоса и камерного оркестра. Режиссером-постановщиком моно-спектакля выступила Людмила Рубинская. Партию главной героини исполнила Феру Биязова (Она). В спектакле принял участие Данил Казаков (молчаливый персонаж Он). Художественный руководитель и дирижер Борис Схиртладзе управлял Студенческим симфоническим оркестром Нижегородской консерватории. Символично, что в этом году Нижегородская консерватория выступила с произведением Таривердиева в стенах учебного заведения, которое в 1957 году окончил Микаэл Леонович. Тогда оно называлось - Государственный музыкально-педагогический институт им. Гнесиных. В фойе Концертного зала среди портретов выпускников Академии, прославивших ее имя, висит портрет композитора. Российская академия музыки им. Гнесиных, член Ассоциации музыкальных образовательных учреждений, второй год радушно принимает участников Студенческой программы Фестиваля "ВИДЕТЬ МУЗЫКУ". На сцене Концертного зала Академии студенческие коллективы, в том числе оперный театр-студия им. Ю.А. Сперанского РАМ им. Гнесиных, показывают свои работы в фестивальный период. "Ожидание" - тонкая психологическая зарисовка в жанре монооперы лишена внешнего экшена. Ее цель - пристально наблюдать за сиюминутными изменениями внутреннего мира женщины. Богатство чувств и их мельчайших оттенков заложено в выразительности музыкальной партитуры Таривердиева. Перед исполнительницей стояли весьма трудные задачи. Донести до зрителя всю гамму переживаний героини малыми средствами, когда спрятаться не за что и не за кого. Хотя режиссер ввела молчаливого статиста, средоточие напряжения все равно осталось на Феру Биязовой. Она появилась на сцене в ярко-красном наряде, кокетливой шляпке, высоких каблуках. Она хороша, уверена в своей женской привлекательности, силе влечения к себе. Но с каждой секундой томительного ожидания героиня начинает сомневаться, теряет веру в себя, ее одолевает страх, потом отчаяние. Ей кажется Он никогда не придет на свидание, она навеки обречена на одиночество. И наряд ее меняется. Белая рубаха, шерстяные носки - пожизненная тоска. Одинокими не рождаются, одиночеству надо учиться, - безысходностью повисает фраза. От исполнительницы требовалось, буквально, препарировать душу, выразить голосом и драматической игрой всю переменчивую палитру настроений женщины. В молодом студенческом возрасте, без накопленных эмоций и страстей, без невзгод и жизненных потрясений это не всегда легко сделать. Эмоциональному одиночеству на сцене надо учиться. Тем не менее, хотелось бы вдвойне оценить серьезную работу Феру Биязовой в этой роли, как несомненную удачу. Ей многое удалось в таком трудном монологе-соло. Она держала внимание зрителя. В вокальной технике было не так гладко. Голос певицы не всегда прозвучивался в средней и нижней тесситуре, расплывался в оркестровой ткани. Студенческий оркестр показал звуковую воспитанность, хорошую ансамблевую игру. Но все же не всегда помогал высветить голос солистки, подчеркнуть его тембровую краску. Фестиваль "ВИДЕТЬ МУЗЫКУ", пожалуй, единственный федерального уровня форум, который серьёзно озабочен подрастающим поколением музыкального театра. Студенческая программа фестивального смотра несет в себе огромный потенциал для разного рода направлений работы с молодежью. Профессиональная мотивация у завтрашних творцов музыкального театра зависит от чуткой и внимательной заботы состоявшихся мастеров театрального дела. Фестиваль "ВИДЕТЬ МУЗЫКУ" формирует условия для взаимообогащения всех участников.