ВГИК предложили переименовать во Всемирный институт кинематографии

Фестиваль ВГИК проводится с 1961 года. За это время его лауреатами становились Андрей Тарковский, Василий Шукшин, Никита Михалков, Сергей Соловьев и другие известные отечественные режиссеры. С 1970 года фестиваль получил статус международного. В этом году свои картины представят режиссеры из 40 стран, в том числе Бельгии, Аргентины, Китая, Словении. Какие проблемы интересуют молодых режиссеров во времена гибридной войны и почему санкции не помеха для диалога культур, «Парламентской газете» рассказал режиссер и генеральный продюсер фестиваля ВГИК Федор Попов.

ВГИК предложили переименовать во Всемирный институт кинематографии
© Парламентская газета

- Федор Максимович, как изменился фестиваль за более чем 60 лет?

- В 60-е годы прошлого века фестиваль был сугубо внутренним мероприятием ВГИКа. Он проходил раз в два года и все показы проходили в актовом зале основного здания. Да, он и тогда, как и сейчас, был заполнен, но исключительно студентами, преподавателями самого вуза. Иностранных участников и гостей на фестиваль не приглашали, если не считать иностранных студентов ВГИКа, конечно.

Статус международного фестиваль получил в 1970 году. Это дало новый толчок его развитию, что особенно проявилось в XXI веке. Сегодня мы проводим уже три фестиваля: российский вгиковский фестиваль, Международный фестиваль — в нем участвуют победители национального этапа, а также Международный театральный конкурс, который мы проводим в ноябре.

- Темой фестиваля в этом году стали глобальные ценности. Это накладывает какие-то дополнительные обязательства на участников?

- Участники могут представлять картины на любые темы. Говоря о глобальных ценностях, мы имеем в виду в том числе значение диалога культур в любое время, даже в условиях так называемой гибридной войны.

Мы против санкций, против запретов и за диалог культур, поиск совместных решений, в основе которых лежат традиционные, вечные или, если хотите, глобальные ценности.

- Фестиваль имеет статус международного. Кинематографисты из каких стран участвуют в этом году? И как на географии участников сказались санкции?

- На географию участников не влияют ни пандемия, ни санкции.

В свое время мы достигли количественной планки 40 стран-участниц. Ниже нее мы не опускаемся. В этом году в фестивале примут участие фильмы из Китая, Индии, Бельгии, Ирана, Индонезии, Германии, Словении, Аргентины и многих других стран, включая ближнее зарубежье, конечно. Много заявок от молодых авторов кино из Киргизии, Казахстана, Узбекистана, Сербии, Белоруссии, Таджикистана, Грузии.

Напомню, раньше ВГИК был Всесоюзным государственным институтом кинематографии, сейчас это Всероссийский университет. Но, по сути, это Всемирный университет, так как иностранцы не только участвуют в фестивалях, но и учатся на разных факультетах ВГИКа. Выступая 1 сентября перед студентами и педагогами, я в шутку предложил именно так и переименовать вуз. К идее, как мне показалось, отнеслись позитивно. 

- Какие темы сегодня интересуют молодых кинематографистов в России и за границей? Есть ли разница?

- Приведу несколько примеров. В августе 2023 года на III Международном форуме кинематографистов «Глобальные ценности», который вырос из одноименной номинации фестиваля ВГИК, Гран-при получил фильм африканского режиссера Армела Дейона Кукпемеджи из Сенегала «Последний рыбак». Фильм о том, как местные рыбаки борются за жизнь на фоне истощения биоресурсов из-за захода в гавани и порты крупных транснациональных кораблей, траулеров.

А, например, казахстанский режиссер Самгар Рахим представил на нашем фестивале картину «Уличный поэт», рассказывающую о взаимоотношениях отца, который занимается традиционной национальной музыкой, и сына, который увлечен современной поп- или субкультурой. В итоге отец и сын сходятся в рэп-батле, где побеждает отец.

Была и картина на тему последних событий на Украине. Ее главный герой — молодой парень из Киева, который во время комендантского часа вынужден отправиться в аптеку за лекарством для больной мамы.

Темы ответственности, семейных взаимоотношений, определения человека в этом мире традиционно популярны, и они волнуют молодых людей во всех странах.

- Хорошему детскому кино в России обещана стопроцентная поддержка государства. Как это решение отразилось на интересе кинематографистов к детским и юношеским фильмам?

- Я поддерживаю эту идею. Детское, а также дебютное кино — это наши главные перспективы и наше будущее. Это кино, которое не только будут снимать молодые люди, но и будут смотреть молодые люди, те, кто завтра будет вершить политику, развивать экономику, укреплять культурные связи. Очень важно, на каких картинах они вырастут, кто будет их экранным героем, на кого они будут равняться.

Говорить об итогах решения о стопроцентной господдержке детского кино пока рано, картина снимается небыстро. Думаю, что результаты можно будет подвести через пару лет. У меня нет сомнений, что они будут положительные.

- Однако есть опасение, что хорошее кино и подрастающее поколение могут так и не встретиться. Как оторвать детей и подростков от интернета и привести в кинотеатры?

- На это уйдут годы. И одним законом эту ситуацию не решить. Здесь нужно действовать широким фронтом. Необходимо существенно, я бы сказал, глобально увеличивать долю отечественных картин в кинотеатрах.

Но необходимо не только поддерживать производство большего количества новых отечественных картин, но и способствовать их выпуску и продвижению на экраны. Сейчас рынок освободился от голливудских компаний. В этой ситуации важно содействие государства, продюсеров, дистрибьютеров и киносетей, да всего общества в организации проката качественного российского кино.

Это должна быть стройная система поддержки. Тогда она может дать первые результаты уже через год-два. В этом направлении необходимо наступать широким общественным фронтом, включая, естественно, культуру и образование.

Дети должны развиваться в системе координат национальной культуры, быть носителями национальных культурных кодов.

- Кто из известных режиссеров ранее был участником фестиваля? И кого сегодня можно назвать наставником начинающих режиссеров?

- Первый приз фестиваля получил Андрей Кончаловский за короткометражный фильм «Мальчик и голубь». Победителями и лауреатами также становились Андрей Тарковский, Элем Климов, Василий Шукшин, Никита Михалков, Вадим Абдрашитов, Сергей Соловьев и многие другие мастера отечественного и мирового кино.

В последние годы мы довольно плодотворно сотрудничаем с народным артистом России, лауреатом премии президента Александром Галибиным. В этом году, кстати, он будет председателем профессионального жюри первого этапа фестиваля. Кроме этого, он традиционно проводит мастер-классы для молодых кинематографистов.

- Одним из участников фестиваля раньше был Максим Шабалин, который большинству россиян известен как фигурист.

- Действительно, Максим Шабалин успешно выступал в фигурном катании. При этом он является выпускником высших режиссерских курсов при ВГИКе. Несколько лет назад он получил приз «Перспектива», его присуждают наиболее перспективному, на взгляд оргкомитета фестиваля, режиссеру. В этом году Максим снял на базе «Продюсерского центра «ВГИК-Дебют» свою первую полнометражную работу «Времена года». На фестивале «Амурская осень» в Благовещенске фильм завоевал три приза, включая Гран-при.