Приокские берендеи
Премьера "Снегурочки" Римского-Корсакова на сюжет пьесы-сказки Островского состоялась в Рязанском музыкальном театре в ноября 2022 года. Команда постановщиков - режиссер Иван Китанин, дирижер Екатерина Васильева, художник Леонид Подосёнов, хореограф Дарья Захарова, хормейстер Марина Козлова - отдали дань уважения двум знаковым авторам в русской культуре, создав спектакль в традиционном стиле национального стандарта. Режиссерские решения руководствовались устоявшимися представлениями о сценическом воплощении известнейшей музыкально-драматической истории двух русских гениев о девочке Снегурке. Постановку рязанской труппы отличает безыскусная милая простота, не обросшая новомодными наворотами режиссерского нарротива. Древняя история языческих предков, живших в сердцевине русских земель, красавица Ока, опоясывающая Рязанщину будто пояс-оберег, живописная природа, вероятно, предоставили создателям рязанской версии оперной "Снегурочки" право мыслить на сцене простыми категориями. Без двойных смыслов и надуманных "феничек" волшебный сюжет и дивная музыка, сквозь которые проступают человеческие коллизии, ясно и понятно работают на зрителя. Декорации также не востребованы, только смена времен года на заднике небольшой сцены. Хореографическая составляющая ненавязчиво сопровождала оперное действо. Но такой вариант спектакля усложнил жизнь исполнителям, у которых не было возможности спрятаться за режиссерский крутой концепт и сценографическую сложность. Солисты, хор и оркестр выказали добротную сценическую совместимость, продемонстрировав крепкий ансамбль и слаженное взаимодействие всех участников. Оркестр под управлением Екатерины Васильевой показал звуковую воспитанность оркестрового организма, интересные по исполнению оркестровые эпизоды. Трудные соло флейты-пикколо и трубы в Пляске скоморохов грешили неточностями, но все же выдержали характер исполнения. Главный дирижер театра - Ариф Дадашев. Небольшая по количеству участников хоровая массовка (хормейстер Марина Козлова), члены которой также исполняли роли эпизодических персонажей, хорошо проявила себя. Женские хоры из свиты Весны звучали весьма симпатично. Все три заглавные женские партии - Снегурочка Ирины Мезеновой (сопрано), Купава Натальи Нелюбиной (сопрано) и Лель Ксении Матюхиной (альт) - были исполнены вполне достойно. Эти персонажи выглядели в спектакле убедительно, запоминающе. Иногда, что типично для женских голосов, чуть страдала артикуляция, был непонятен пропеваемый текст. Ирина Мезенова (Снегурочка), исполнившая титульную партию, полностью жила жизнью своей героини и была на своем месте. Вокально и драматически певица раскрыла нежный образ искренней девушки. Внешний облик, поведение, ее наряд (художник Леонид Подосёнов) соответствовали характеру трогательной хрупкости. Тембр голоса в пении и разговорных диалогах был приятным, окрашен теплотой. Наталья Нелюбина (Купава) и Ксения Матюхина (Лель) играли свои роли в прямой зависимости от ситуативной мизансцены. Страстная Купава и игриво-кокетливый Лель создали контраст Снегурочке. К слову сказать, по итогам завершившегося IX регионального театрального фестиваля Зеркало сцены Наталья Нелюбина получила премию жюри "За драматическое воплощение образа Купавы в музыкальном спектакле "Снегурочка". Исполнение мужских партий уступало женским. Алексей Никифоров (Мизгирь, баритон) и Антон Байбаков (царь Берендей, тенор), два обладателя красивых голосов, усердствовали в громком звучании. Мизгирю не хватило драматической выразительности, Берендею - вокальной уверенности. Костюмы Купавы, дочери богатого слобожанина, и Мизгиря, торгового гостя, отличались ало-золотой нарядностью русского стиля - сказочные царевна и царевич - акцент на традиционность сценических костюмов а ля Русь, а то и на состоятельность этих граждан царства берендеев. Костюм Весны (Ирина Маненкова) был наполнен многоцветием и сложносочинённостью. Эти костюмы расцвечивали визуальный ряд, но, кажется, немного излишне. Простые платья и рубахи берендеев были не менее выразительны. Музыкальный спектакль "Снегурочка" Рязанского музыкального театра о жизни сказочного Берендеева царства идет в одном действии. Безвременье в литературном первоисточнике в сценическом прочтении рязанцев сложилось в цельное драматургическое развитие во времени. Участники держали внимание публики на всем протяжении спектакля, это было хорошо. Непритязательно, нескучно и живо разворачивались события на сцене. По окончании во время аплодисментов артистам маленькая зрительница очень сожалела, что не будет второго действия.