Эхо столетия. Памяти выдающихся композиторов Александра Вустина, Дмитрия Смирнова, Николая Корндорфа и Сергея Павленко (23 октября 2023)

23 октября 2023 года в Камерном зале Московской филармонии – первый концерт абонемента «Персона – композитор» (сезон 2023/2024). КУПИТЬ БИЛЕТ Музыка российского андеграунда, которая громко заявила о себе после распада СССР, была в первую очередь представлена композиторами, о которых пойдет речь в первом концерте абонемента. Эта музыка противостояла соцреализму и конформизму. В 90-е годы ее исполнения в России собирали полные концертные залы – и симфонические, и камерные, а за пределами нашей страны устраивались масштабные фестивали, посвященные новому российскому авангарду. Имена этих людей навсегда вписаны в историю культуры, а их произведения уже давно заняли достойное место в мировой музыкальной сокровищнице. Концерт 23 октября 2023, имеющий подзаголовок «Эхо столетия», посвящен памяти ушедших из жизни Александра Вустина, Дмитрия Смирнова, Николая Кордорфа и Сергея Павленко. Все они на рубеже 1980-х – 1990-х годов были в числе инициаторов и создателей АСМ-2 – Ассоциации современной музыки. Ее рождение стало «эхом» АСМ-1, существовавшей с 1923 по 1931 и оказавшей заметное влияние на развитие музыкального искусства в СССР в 1920-е годы. Концерт проведут автор абонемента Андрей Устинов и специальный гость вечера один из инициаторов и членов АСМ-2 Юрий Каспаров. Они будут вспоминать своих друзей и коллег, представят их сочинения. Прозвучат два фортепианных трио: Александр Вустина (1998) и Дмитрия Смирнова (№ 1 ор. 23, 1977); композиция Сергея Павленко «В манере Гогена» для кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано (1994); Триптих для виолончели и фортепиано (1999) Николая Корндорфа. Исполнители – именитый пианист, доцент РАМ им. Гнесиных Павел Домбровский; яркие представители нового поколения российских музыкантов – скрипач, лауреат международных конкурсов им. Бетховена в Вене, им. Липицера в Гориции (Италия), в Сендае (Япония); Деннис Гасанов; виолончелистка, победительница IV Всероссийского музыкального конкурса и лауреат II премии XVII международного конкурса им. Чайковского Мария Зайцева (виолончель), лауреат международных конкурсов Алексей Вовченко (кларнет). Концертом 23 октября откроется юбилейный 15-й сезон уникального абонемента «Персона-композитор» в Московской филармонии. Автор и ведущий абонемента Андрей Устинов. Гостями проекта были 50 композиторов: София Губайдулина, Родион Щедрин, Андрей Эшпай, Сергей Слонимский, Владимир Тарнопольский, Виктор Екимовский, Юрий Каспаров, Сергей Невский, Дмитрий Курляндский, Александр Хубеев, Николай Попов, Владимир Горлинский… Абонемент № 126 . «Эхо столетия». К 100-летию Ассоциации современной музыки. «Персона-композитор» (15-й сезон). Автор и ведущий Андрей Устинов «МО» 22.06.2023 Алексадр ВУСТИН (24.04.1943 – 19.04 2020) – автор произведений в разных жанрах, от симфонии до сольных вокальных и инструментальных композиций, многие из которых исполнялись за рубежом. Среди них «не было проходных сочинений, и его наследие оставляет впечатление редкой цельности», – отмечает музыковед Светлана Савенко. «Его сочинения уникальны той благородной силой, той высокой серьезностью и – я бы сказала – предельной надеждой, которая в них исполняется, каких мы не ждем от наших современников», – отмечает близкий друг композитора, поэт, прозаик, эссеист Ольга Седакова. Наивысший взлет известности Вустина пришелся на вторую половину 2010-х годов. Его опера «Влюбленный дьявол» была поставлена в 2019 в МАМТе (дирижировал Владимир Юровский). С 2016 Вустин был композитором-резидентом Госоркестра России им. Е.Ф. Светланова. На эту позицию он был приглашен по инициативе художественного руководителя коллектива Владимира Юровского, который исполнил несколько мировых премьер сочинений Вустина («Песни Лукерьи» для магнитной ленты, народного голоса и оркестра, «Песнь восхождения», «Три стихотворения Ольги Седаковой»). «Он открыт самым разным течениям, но при этом неизменно сохраняет собственное лицо, – говорил Владимир Юровский об Александре Вустине. – Для меня его творчество находится на стыке российских и европейских традиций» Фортепианное трио (1998) – яркий пример трактовки традиционного жанра в его романтической версии как психологической драмы, где полем битвы оказывается человеческая душа. Дмитрий СМИНОВ (02.11.1948 – 09.04.2020) – инициатор создания АСМ-2. Его творческий путь начался ярко: в 1976 он получил первую премию на композиторском конкурсе в Нидерландах, в рамках «Международной Недели Арфы» («Соло для арфы», op. 19). В 1979 сочинения Смирнова звучали на Кельнском фестивале. В 1989 состоялись зарубежные премьеры двух его опер по Уильяму Блейку: «Тириэль» во Фрайбурге и «Тэль» в Лондоне. В том же году в США и Великобритании впервые прозвучала Симфония № 1. С 1991 Дмитрий Смирнов жил в Великобритании с супругой, композитором Еленой Фирсовой (также одним из инициаторов АСМ-2). Был композитором-резидентом в Колледже Святого Иоанна (Кембридж) и Дартингтоне, приглашенным профессором в Килском университете, преподавал в Голдсмитс-колледже Лондонского университета. Смирнов известен как поэт, переводчик: переводил на русский Р. Бернса, Д. Китса, У. Блейка, Ф. Гельдерлина и других поэтов, на английский – Е. Баратынского, М. Лермонтова, О. Мандельштама, А. Князева. «Диму не без оснований считают и интересным, глубоким философом… Подобно К.С. Сараджеву, который в своих “дневниках”, начиная с 1924 года, отражал все, что делал “старый АСМ”, Дима на протяжении всей своей жизни, как бы ни был занят, по горячим следам документировал все важные встречи и события. Уникальный архив, собранный Димой с Леной, еще ждет широкого читателя» (Юрий Каспаров). Фортепианное трио № 1, соч. 23 было написано в 1977 году и посвящено Эдисону Денисову. «Стиль и техника трио – комментирует автор, – частично отражают мою страсть к его музыке и его эстетике, которая сочетает в себе смелый экспериментализм с любовью к почти классическому балансу, совершенству и красоте. Три части композиции соответствуют трем различным состояниям музыкального звучания, которое символически представляет здесь жизнь человеческого духа. Adagio molto – рождение звука. Allegro – его активная и выразительная жизнь. Lento (тема Dies Irae с вариациями) – старение звука и его угасание». Сергей ПАВЛЕНКО 05.05.1952 – 03.02.2012) еще будучи студентом консерватории, был приглашен Юрием Любимовым в качестве музыкального руководителя театра на Таганке. Принимал участие в выпуске спектаклей «Мастер и Маргарита», «Преступление и наказание», «Три сестры», «Владимир Высоцкий» и других. Писал музыку к спектаклям Таганки. Его сочинения (среди которых 5 симфоний, Hommage для фагота и струнного квартета, Концерт-серенада памяти Владимира Высоцкого для кларнета и струнных, De profundis для скрипки и альта с оркестром, Gloria для оркестра, Te deum для фортепиано с оркестром, Credo для виолончели с оркестром) исполнялась на фестивале «Московская осень» и на многих других фестивалях в России и за рубежом. Премьеры его сочинений состоялись во Франции, Германии, Нидерландах, Югославии, США, Канаде. «На рубеже веков Павленко проявил себя как подлинный мастер, выработавший свой стиль и эстетику, где свободно сочетаются “авангардизм” и тональность, сериализм и минимализм, экспрессионизм и постмодерн … большой композитор, музыка которого войдет и уже вошла в историю отечественного искусства»», – написал о Павленко его коллега по АСМ-2 Виктор Екимовский. Камерная композиция «В манере Гогена» для кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано (1994) – настоящая музыкальная живопись, воссоздающая экзотическую «первобытную» звуковую атмосферу, с длительным погружением в нее (в воображении возникают известные полотна французского художника, связанные с его пребыванием на Таити). Композитор акцентирует внимание на характеристике «в манере», избегая прямых параллелей. Возможно, улавливая в манере художника близкие своей индивидуальности свойства, некую музыкальную интонацию, ритмический жест, тембровый мазок. И не без основания, если припомнить одно из признаний Гогена: «Мои грезы не позволяют себя схватить, не содержат никакой аллегории: это музыкальная поэма, она обходится без либретто». Грезы, не позволяющие себя схватить, – не из этого ли источника рождается композиция Сергея Павленко?… Николай КОРНДОРФ (23.1.1947 – 30.05.2001) был лидером своего поколения. Композитор, дирижер, педагог, великолепный знаток оркестра, блестящий аналитик и эрудит. Началом своего «серьезного сочинительства» Корндорф считал Первую симфонию (1975), а последовавший далее атонально-экспрессионистский период в творчестве завершился в 1980 Второй симфонией. Переломным стало сочинение 1981 года – «Ярило», для фортепиано и магнитофонной пленки, начиная с которого Корндорф писал музыку тональную, диатоническую, отчасти минималистскую (среди его сочинений – 4 симфонии, Пролог и Эпилог для симфонического оркестра, Квартет, Брасс-квинтет, вокальные и вокально-инструментальные ансамбли). Он известен как автор музыки к фильмам Станислава Говорухина «Десять негритят» (1987) и «Брызги шампанского» (1989). С 1991 композитор жил и работал в Канаде. «Николай Сергеевич пользовался большим уважением и в кругу профессоров консерватории, и в официальной среде Союза композиторов, его любили и музыкальные критики, и филармоническая публика, и это при том, что он отнюдь не выглядел человеком “удобным” и “лицеприятным”. <…> Исходящая из него искренность и правдивость не позволяла на него обижаться. Этически он всегда был безупречен. Поэтому у него было очень много искренних поклонников и, мне кажется, практически не было недоброжелателей» (Владимир Тарнопольский). Триптих для виолончели и фортепиано (1999) объединил три пьесы сквозным «сюжетом», который прочитывается благодаря авторским названиям: «Плач» (Lament), «Ответ» (Response), «Прославление» (Glorification). Они отсылают память к древним традициям народного причета, православному богослужебному пению (отпеванию), к респонсорному пению католической церкви как «музыкальному послесловию» к чтениям Святого Писания, наконец, ко второй части ординарной католической мессы – хвалебной песне. А еще, возможно, – к понятию «триптих» как икона-складень. Впрочем, сам автор стремился «сделать свою музыку открытой для множества интерпретаций, а не однозначной». «МО» «Музыкальное обозрение» в социальных сетях Дорогие наши читатели, коллеги, друзья! Времена изменились, но «Музыкальное обозрение» неизменно в своей сути: качественная аналитика, рецензии, статьи, книжные обзоры, исчерпывающая картина культурной жизни в столицах и регионах. Подписывайтесь на газету «Музыкальное обозрение»! Подписка на газету – это ваша поддержка сайта, концертов и фестивалей, образовательных, просветительских, издательских проектов «Музыкального обозрения». Также вы можете поддержать наше издание финансово. ПОДДЕРЖАТЬПОДПИСАТЬСЯ

Запись Эхо столетия. Памяти выдающихся композиторов Александра Вустина, Дмитрия Смирнова, Николая Корндорфа и Сергея Павленко (23 октября 2023) впервые появилась Музыкальное обозрение.