КОМИ`ческая Месть
Красивый и веселый жанр оперетты также красиво и весело воплотился в работе команды постановщиков из Сыктывкара. Эффектный спектакль с легкой корректировкой сюжета сотворили: режиссер Илья Можайский, дирижер Роман Денисов, художник Юрий Самодуров, хореограф Андрей Меркурьев, хормейстеры Ольга Рочева и Алла Швецова, художник по свету Нелли Сватова. Создателями сыктывкарской версии действие "Летучей мыши" помещено в самый волшебный период года - в канун Рождества. Блеск балов-маскарадов, вальсовый вихрь праздника, розыгрыши и опьянение счастьем присутствуют на сцене как в переполненном бокале Шампанского. Придумщиками действа квинтэссенция легкого жанра подчеркнута с особым удовольствием. Либретто на русском языке Николая Эрдмана и Михаила Вольпина, фонтанирующее юмором и иронией, живо передается всеми участниками спектакля и добавляет сценического блеска. В сюжет вводится сам Николай Эрдман, который руководит происходящим и становится хозяином бала Князем Орловским. Эту два в одном роль исполнил солист Андрей Ковалёв, который на предыдущем Фестивале музыкальных театров "ВИДЕТЬ МУЗЫКУ" запоминающе выступил в заглавной роли Мистера Икса в оперетте "Принцесса цирка" Кальмана Театра оперы и балета Республики Коми. Собственно месть, заявленная в названии оперетты, направлена против Генриха Айзенштайна его закадычными друзьями, такими же гуляками и кутилами, как и он. По его милости они всё время попадают в неприятные истории, вынуждены выгораживать его и оправдываться сами. Впрочем, от этих изменений сюжетной линии знакомая история, не страдает, а лишь сплетает более сложную схему мстительных розыгрышей. Все играют за спиной друг у друга, образуя разные коалиции. Декорации и костюмы выглядят дорого и богато, но не переусердствовано. Все наряды Розалинды откровенно шикарны. Объёмная двусторонняя лестница- балкон во всю сцену соответствует роскоши и простору венских особняков. Всё уместно и гармонично, не ново в сценографическом решении, но приятно глазу. Оркестр был расположен в глубине сцены под высокой лестницей. Маэстро Роман Денисов управлял музыкальным процессом, одновременно играя роль молчаливого персонажа, одного из друзей Айзенштайна. В третьем акте художник Юрий Самодуров посадил оркестр за появившуюся решетку и принарядил оркестрантов в полосатые шарфики и шапочки, когда по ходу действия все герои оказываются в тюремном помещении. Вокальное исполнение музыки Штрауса, виртуозной и блистательной, все участники спектакля выдержали на весьма приемлемом уровне, хотя шероховатости были у всех солистов. Артистизм и драматическая игра певцов радовала. Некоторые номера либо их фрагменты были исполнены на немецком языке, так сказать, привнесли атмосферу. Михаил Меньшиков (Генрих Айзенштайн), обладатель красивого, сильного голоса, часто настаивал на однообразном форте. Елена Лодыгина (Розалинда) в немецкой версии вокала чуть уступила русскому тексту, в целом была выразительна. Анастасия Морараш (Адель), бойкая исполнительница характерных ролей, была в своём амплуа. В "Принцессе цирка", которую уже привозил Театр Коми на "ВИДЕТЬ МУЗЫКУ" актриса ярко запомнилась ролью Мари. Алексей Петров (Фальк, директор театра), Николай Глебов (Иван, дежурный тюрьмы), Валерия Яремчук (Ида, сестра Адели) были хороши в комическом амплуа. Иван был непревзойдённым пьяницей. В феерическом финале оперетты и логическом завершении театрального праздника на сцене ожидаемо должны были сверху посыпаться блестки на сцену. Их функцию выполнили расцветающие букеты фейерверка на заднике. Версия сыктывкарцев еще раз доказала нестареющее очарование шедевра Иоганна Штрауса, возраст которого насчитывает почти 150 лет. Команда создателей сохранила лучшие традиции сценической подачи жанра и мночисленных интерпретаций "Летучей мыши". При этом историзм и новизна взгляда дополняли друг друга. Выходная ария Летучей мыши на балу завершилась словесной импровизацией. На вопрос Генриха, в "Ла скала" или "Ковент гарден" поёт прекрасная певица-незнакомка, Розалинда воскликнула: "В театре Коми!"