Войти в почту

В ШДИ в Большом зале Мейерхольда на Новослободской состоялся премьерный показ спектакля "Дневник писателя" - совместного проекта Национального чемпионата творческих компетенций ArtMasters, театра "Школа драматического искусства" и творческого объединения "Вахтанговский практикум". Постановочная команда режиссёра Аси Князевой - это сценограф Полина Храменок, композитор Иван Авдеев, художник по костюмам Елизавета Холмушина, художники по свету Михаил Глейкин и Иван Боханков, видеохудожник Николай Говязин. Проза автора в необычном жанре, публицистическом и художественном одновременно - не самый податливый материал для театральных подмостков. Любую сценическую адаптацию "Дневника" ожидают ловушки и провокации, обусловленные стыком литературного первоисточника и театральной интерпретации. Серьёзная работа творческой коллаборации с таким материалом, в первую очередь, отразила должный пиетет придумщиков спектакля к творчеству Достоевского, продемонстрировав глубину сценических воплощений сообразно глубине произведения писателя. Получившаяся монолитная режиссёрско-постановочная конструкция семи разносюжетных новелл "Дневника писателя" и мастерски сохранённое философское начало в бытовом действе происходящего - в этом уже часть успеха новой постановки. В сценической транскрипции писательского оригинала интимная "дневниковость" и публичная направленность - непростое положение дел. Но это не помешало участникам постановочного процесса выстроить художественно-эмоциональные смыслы спектакля в исполнительском контексте. И смыслы эти вызывали такую сильную реакцию сопереживания у неравнодушного зрителя, что в финале вытянули, как говорится, всю душу. Рождественская история с новогодней ёлкой оказалась трагическим аккордом, завершившим мало весёлые рассказы о детских судьбах. "Гармония мира не стоит слезинки замученного ребёнка" - известная мысль Достоевского из "Братьев Карамазовых". О многом размышляет писатель в своём "Дневнике", обдумывая истории, которые предлагает ему неожиданная действительность. Через отношение к детям создатели и исполнители спектакля также, как автор, выносят на зрительский суд вопросы лжи и правды, жестокости и зверства, равнодушия и милосердия. В спектакль вошли семь сюжетов: "Анекдот из детской жизни", "По поводу дела Кронеберга", "Мужик Марей", "Курящий мальчик", "Подсудимая Корнилова", "Два самоубийства" и "Мальчик у Христа на ёлке". Все они объединены темой детства. В ролях заняты артисты творческого объединения "Вахтанговский практикум": Антон Власов, Георгий Шимоненко, Руслан Погодин, София Игрушкина, Анна Карабаева, Тамара Лаврик, Полина Утукина. Режиссёр Ася Князева и её актёрский ансамбль сотворили запоминающиеся образы героев грустных рассказов. В этом была несомненная сила воздействия актёрской игры на зрителя. Анна Карабаева сыграла совершенно непохожие характеры затравленной дочки Кронеберга и подсудимой Корниловой. Антон Власов полностью менял актёрский облик в образе Кронеберга и старика Корнилова. Декорациями спектакля стали большие окна на колёсах, по одному на каждого участника. Они изображали то светящиеся оконные проёмы Гостиного двора Петербурга, то окно, из которого выбросили ребёнка, то общественную карету конного транспорта, то ворота острога. В интродукции к спектаклю, когда артисты цитировали строки от автора из его дневника, на них были накинуты а ля тоги, на которых виднелся принт рукописи Достоевского. Спектакль изобиловал внешним передвижением мизансцен, меняющейся пластикой зон действия, ожившими зарисовками места происходящих событий и времён года. Зримо присутствовал описательный элемент театральной игры на сцене, который досказывал и развивал то, что опущено у Достоевского. Темпо-ритм действа был энергичным и стремительным. Дважды выскакивал на сцену типаж с топором за пазухой, очевидно, Раскольников. И сквозь эту "движуху" неожиданно проступало нечто такое, что вдруг начинало невыносимо щемить сердце. Всё замирало на секунду и вновь набирало драматургические обороты, не давая зрителю полностью погрузиться в безысходную печаль. На первый план тут же выходила просто публицистика вокруг острых проблем общества и ничего, так сказать, личного. Личное было глубоко внутри всего разыгрываемого на сцене, которое крещендировало к финалу и мощной, но тихой кульминацией вырвалось наружу - замученные насмерть дети у Христа на ёлке. Каждый из семи рассказов завершался раскручиванием узкого полотна с верхних колосников вниз на сцену, из которого высыпался бутафорский снег. К концу повествования, к рождественскому событию на сцене намело сугробики, по которым на салазках резвились радостные дети. Композитор и актёр "Вахтанговского практикума" Иван Авдеев озвучил эпизоды спектакля авторской музыкой, иногда цитируя классику. Полька Иоганна Штрауса дважды иллюстрировала петербургскую суету, проходя лейтмотивом в спектакле. Автор в музыкальном материале не предлагал оценочную подсказку добра и зла, минималистичная музыка звучала абстрактно фоново. В саундтрэк были включены вариации на тему народной песни "При тумане, при долине". В спектакле также использованы видеообразы некоторых персонажей, возникающие на заднике сцены, которые незначительно дополняли впечатление. "Для чего познавать это чёртово добро и зло, когда это столько стоит? Да весь мир познания не стоит тогда этих слёзок ребёночка к „боженьке," - восклицает Иван Карамазов у Достоевского. Быть требовательными, чуткими и внимательными призывает режиссёр Ася Князева и все участники постановки "Дневник писателя", которая уже вошла в репертуар "Школы драматического искусства".

Из детской жизни
© Ревизор.ru