"Дух Байкала": как фильм вдохновляет к жизни
Ни для кого не секрет, что знаменитое сибирское озеро является одним из популярнейших туристических маршрутов внутри России. Но мало кто догадывается, какие тайны хранит в себе Байкал и каким образом он подвигает людей на переосмысление своей жизни. Об этом и о многом другом — в нашем материале.
История, по которой снята кинокартина, действительно произошла в реальности: однажды мальчик Мосэ со своим дедушкой отправился зимой порыбачить на Байкал. На пути к месту рыбалки у них сломалась машина, из-за чего они застряли посреди озера вдвоём. Усугубила непростой момент и надвигающаяся на Байкал снежная буря, из-за которой попасть обратно на берег практически невозможно. Несколько часов Мосэ с дедом шли по льду навстречу к отцу мальчика. Спустя 30 лет Мосэ Куртанидзе, участвуя в создании фильма "Дух Байкала" , взглянул на происшествие с другой стороны. Он сыграл роль собственного отца, отчаянно пытающегося спасти родных. По сюжету Давид привозит своего маленького сына Лёньку к деду в недалёкий от Байкала посёлок, чтобы отвлечь мальчика от смерти матери. Сам отец при этом ведёт себя с ребёнком достаточно жёстко и сурово, не давая тому никакого шанса почувствовать родительское тепло и любовь.
Поэтому на контрасте с Давидом, который постоянно чем-то занят в городе, деревенский дед-бурят для Лёньки становится человеком-отдушиной. Вдвоём они едут на "море" Байкал ставить рыболовные сети. К слову, именно морем рыбаки окрестили знаменитое озеро (что и в народной песне отразилось). Дед рассказывает внуку о местных обычаях и своей жизни, связанной с легендарным озером.
Так мы впервые знакомимся с Духом Байкала — мифический старцем, олицетворяющим водоем и его священную сущность. У наших героев внезапно глохнет дедовский старый "уазик", когда они уехали вдвоём далеко от берега. Зима, скованный льдами Байкал, совсем скоро стемнеет — а на горизонте виднеется приближающаяся буря. Тут-то и начинается опасное приключение Лёньки и его деда. Давид, узнав в деревне у местных о надвигающейся непогоде, отправляется на Байкал искать родных.
Всю ночь посреди беспощадной стихии родичи ищут друг друга, продвигаясь пешком в абсолютной темноте сквозь ослепляющий ледяной ветер.
Фильм позиционируется как "семейная драма", что чётко прослеживается в сюжете и персонажах. Лёнька — обычный современный ребёнок, у которого ещё не сформировались взгляды на мир. Поэтому он, избегая неизвестности или каких-то тяжёлых воспоминаний, всё свободное время проводил за играми в телефоне. Увлечения деда, как и в целом его образ бытия, Лёньке непонятны: зачем в такой холод куда-то выходить из дома? Почему обязательно нужно "пригубить" за рулём? Как вообще может быть интересно в деревне? Но понять дедушку внуку помогают мысли о маме и смысле жизни.
— Деда, а в чём смысл жизни, если есть смерть? — Ну как тебе сказать… вот в твоей игре можно умереть? — Ну, технически да. — А если бы было нельзя, в игре был бы смысл?
Такая мысль в контексте трагической судьбы Лёньки из-за смерти мамы впервые заставляет его задуматься насчёт невечности бытия. Жизнь — это погоня от смерти, тесно связанная с осознанием своей конечности. В этот момент мальчик начинает понимать своего деда, который ведёт пусть и простую, но активную жизнь, особенно в кругу родных и близких.
Образ деда Лёньки со стороны матери, который живёт возле Байкала, в кинокартине передан максимально аутентично — не зря на эту роль пригласили Олега Бабуева, знаменитого актёра Бурятского академического театра драмы им. Хоца Намсараева. Для зрителя с первых минут появления деда Бимбы в кадре становится понятно, что этот типаж невозможно сыграть — этим надо жить. Характер простого, но очень мудрого человека раскрывается буквально с первых диалогов с Давидом, где они обсуждают смерть матери Лёньки.
"Никто и ничто не уходит, а ты найди её, вот здесь", — говорит зятю дед и показывает на его сердце.
Но Давид не разделяет сентиментальности деда. В кинокартине дед Бимба сопровождает Лёньку и Давида в "буре эмоций и чувств", чтобы в ней они нашли себя и переосмыслили свою жизнь. Для Олега Бабуева это была первая роль в кино, которую сразу признали "Лучшей мужской ролью" на кинофестивале "Хрустальный нерпёнок", проходившем в Улан-Удэ, столице Бурятии.
Отец, сыгранный актёром Мосэ Куртанидзе, повзрослевшим прототипом Лёньки, в "Духе Байкала" поначалу вызывает не очень приятные эмоции. Это и понятно: у мужчины умерла жена, остался сын, очень сильно на неё похожий и постоянно напоминающий ему о ней. Давид отстраняется от сына, уделяет ему меньше внимания и любви, чтобы подавить страдания по ушедшей возлюбленной. Он перестал верить в любовь и в семейное тепло, домашний уют.
Поэтому, как заметно из начала фильма, он весь погружается в работу в городе, а сына привёз в деревню оставить с дедушкой.
Но на Байкале началась буря, которая расставила всё по своим местам. Как бы Давид ни пытался уйти с головой в дела, узнав о скорой вьюге над озером, он бросил всё и поехал искать родных. Тем временем застрявшие в центре ужасной метели Лёнька с дедом медленно продвигались в неизвестном направлении по льду, поймав попутный ветер, который нёс их в снежную беспросветную бездну.
Здесь стоит заметить, что любой другой человек в такой ситуации уже ждал бы верной смерти от обморожения, но только не эти двое: страшную стихию дед и внук превратили в зимнюю забаву – мчали по льду в направлении ветра, расправив свои тулупы.
В какой-то момент положение героев фильма меняется: во мраке ночной снежной бури дед отстаёт от мальчика и упускает его из виду, но встречает фары автомобиля Давида. Теперь отец и дед отправляются на поиски потерявшегося Лёньки. Родные долго зовут ребёнка в метели, надеясь на лучшее, но готовясь к худшему. Лёнька отныне понимает, что находится без поддержки кого-либо из взрослых — ему нужно самому стать взрослым. Мальчик, который совсем недавно не отлипал от экрана телефона, сейчас пытается выжить в природной стихии.
В условиях, практически несовместимых с жизнью, он даже умудряется помочь маленькому заблудившемуся на льду нерпёнку, который потерял маму и ищет спуска в воду. Как отметил режиссёр кинокартины, при съёмках сцен противостояния зимней байкальской метели он вдохновлялся голливудским фильмом "Выживший" с Леонардо Ди Каприо в главной роли. И такая преемственность в условиях "дикой зимы" вполне оправдала себя.
Борьба героев с "бурей", несомненно, считывается как метафора внутренней борьбы.
Лёнька переживает взросление и обретает смысл— жить ради себя и своих родных, а также помнить о смерти, но не давать этим мыслям собой управлять. Давид в поисках сына обрёл любовь, осознал, как Лёнька ему дорог, и что, несмотря на смерть жены, нужно жить дальше, с любовью и заботой опекать сына. Дед Бимба, прожив долгую и интересную жизнь, во вьюге проверял на стойкость свою веру и оптимизм, помогая ближним — он был уверен, что Дух Байкала поможет им обрести счастье и наставит их на верный путь. Фильм "Дух Байкала" — не просто экшен, снятый на невероятных природных просторах скованного льдами легендарного озера, но и сильная художественная работа, дающая зрителю возможность осмыслить свою жизнь, её смысл и цель, главной частью которой, несомненно, являются близкие и родные люди.