Величие простых людей
Постановку по знаменитой повести Пушкина, знакомой всем из школьной программы, в академическом театре доверили молодому режиссёру Станиславу Сошникову. "Береги честь смолоду" — эта пословица-эпиграф к повести, стала отправной точкой для работы над спектаклем, - говорит режиссер. - Путь взросления Петра Андреевича Гринёва – от «недоросля» до храброго почтенного мужа – тернист, судьба не раз испытывает его, но он, движимый подлинным чувством любви к Маше, приобретает стойкость и сохраняет достоинство. Мне кажется, считает Сошников, что очень важно сегодня говорить с молодым поколением о таких важных вневременных темах, как смелость, верность долгу и себе, говорить без напыщенности – просто и ненавязчиво, при этом полностью следуя музыке пушкинского слога. Именно так и поставлен спектакль — просто, лаконично, без пафоса и напыщенности, аккуратно и бережно транслируя в зал пушкинское слово и мысль. Роль снежной вьюги тут играет колышащийся белый занавес. Белогорская крепость предстает уютным деревянным домиком с антресолями (художник-постановщик Мария Утробина). А герои повести здесь вполне узнаваемы и в своем комизме, и в своем героизме. Вот Савельич (Алексей Коновалов). Трогательный в своей беспримерной преданности «барину», заботливый, как мамка, он как будто сошел со страниц пушкинской повести. Как, впрочем, негодяй Швабрин у Максима Хрусталева — внешне статный, но циничный и лицемерный приспособленец. А вот Петр Андреевич Гринев у Максима Путницева, пожалуй, более мягок, чем у Пушкина. Ему приходится постоянно напоминать о своей «дворянской косточке». Апофеоз отношений этих антагонистов — их виртуозная дуэль на шпагах, в которой Швабрин ранит Гринева Чета же Мироновых — Ивана Кузьмича (Александр Титоренко) и Василисы Егоровны (Алена Колесникова) вполне традиционна в своей патриархальности и вызывает добрый смех в зале, заполненном, в основном, школьниками. Нежная Маша, которую играет Алина Колесникова, тоже вполне традиционна как воспитанная дворянская девушка (правда без косы, но с распущенной гривой). Несколько неожиданен Пугачев - Александр Волков. Высокий, резкий, без бороды (!), в черном и блестящем, он напомианет сегодняшнюю рок-звезду, поднявшую бунт против затхлого социума. Так и просится в его руки не топор, а гитара... Возможно, это так и задумано постановщиком... Хэппи-энд, который так любил Пушкин, в финале вырастает до высокой метафоры: Гринев и Маша, соединенные доброй волей Екатерины Второй (Светлана Аманова) соединяются высоко в поцелуе под нежными снежинками... Негодяи наказаны, дикий Пугачев казнен, бунт подавлен, царский трон устоял, жизнь продолжается... Этим спектаклем Малый театр еще раз напоминает юному поколению, что, во-первых, классика жива. Во-вторых, долг и честь — не пустые слова и сейчас. Особенно для военного сословия. Не зря же Николай Гоголь увидел в этой повести Пушкина тогда «истинно русские характеры <...> простое величие простых людей».