От Шакирова до жены президента Киргизии
Слушаем песни Разиля Валеева
На прошлой неделе не стало народного поэта Татарстан Разиля Валеева. Помимо работы в качестве писателя, общественного деятеля, драматурга, депутата Разиль-абый написал немало текстов для песен. И хотя в татарской эстраде принято объявлять имена поэта и композитора перед исполнением, давайте вспомним некоторые из этих композиций.
Как звезда пришла к поэту в общежитие
В интервью "Татар-информ" Валеев рассказывал, что первую песню он написал, когда учился в Литературном институте: к нему в общежитие пришел Ильхам Шакиров, приехавший в Москву на запись пластинки.
Он уже читал стихи Валеева и предложил ему написать слова к одной песне (музыка там народная, известная еще с Великой Отечественной войны). Через час была готова песня "Дулкын". К слову, сам Валеев пел в школе в хоре, так что в музыке кое-что понимал.
Получилось свежо и необычно: "Бар иде гөлләр, таллары… Ник китте икән ары? Елга ярын сагынып елый Диңгезнен дулкыннары" ("Были цветы, ивы... Почему ушли? Волны моря плачут, тоскуя по берегу реки").
Еще одна песня, которую популяризировал Шакиров — это "Бер алманы бишкә бүләек".
Вообще, на сайте erlar.ru можно найти 121 песню, к которым слова писал Валеев. К примеру, в 1970-е он с Рашидом Абдуллиным (лидером ВИА "Сайяр" и автором песен к телемюзиклу "Мырау Батыр) сочинил несколько вещей, ставших известными в исполнении Рената Ибрагимова — "Хуҗа Насретдин", "Төсле җыр". Нельзя не отметить, что это достаточно сложные произведения, к примеру, во второй поется, что "Моя любовь — дорога к счастью… Она состоит из грустной радости" ("Сөюем — бәхеткә илткән юл… Сагышлы шатлыктан тора ул").
Вариации для синтезаторов
В 1980-е Валеев работал и с двумя ведущими композиторами: с Луизой Батыр-Булгари и Резедой Ахияровой. С первой он, к примеру, создал саундтрек к спектаклю "Әйдә барыйк, кызлар карыйк" Тинчуринского театра. Пьесу Валеева ставил Дамир Сиразеев, который после прорывной инсценировки "Плахи" обратился к комедиям. В ней звучала песня "Сана, кәккүк", которую также исполняла Венера Ганеева.
После к Валееву обратилась Хамдуна Тимергалиева и попросила сделать немного другой вариант текста, с другой ритмикой, музыку для нее написал Рашид Абдуллин. Из того же спектакля, кстати, началась история песни "Кышкы учак". А еще у Батыр-Булгари и Валеева была как минимум другая популярная постановка "И машина, машина…".
Текст до Бишкека доведет
Резеда Ахиярова написала также немало хитов с Валееевым. Один из них — "Чаба поезд, чаба…". Сейчас он известен в суровой синтезаторно-гитарной аранжировке с голосом Айдара Файзрахманова, но есть и оркестровая версия в исполнении Зиннура Нурмухамметова, почему-то не получившая распространение. Вообще, у многих хитов поэта есть по несколько вариантов — можно поискать самому и оценить, насколько осовременивание звучания меняет контекст.
А завершим мы краткий обзор песенного творчества Валеева одной из самых печальных композиций их тандема с Ахияровой — "Зинһар өчен, кермә төшләремә…" ("Пожалуйста, не снись мне...").
Об этой песне автор вспоминал в интервью журналу "Сөембикә": как поэта, сочинившего слова к ней, его позвали однажды в Бишкек вести вечер Резеды Ахировой. Поскольку выяснилось, что это любимая песня Раисы Атамбаевой, жены президента Киргизии Алмазбека Атамбаева в 2011—2017 годы. Так что Валеев вышел тогда на сцену театра драмы имени Чингиза Айтматова очень важным гостем.
"Зинһар өчен, кермә төшләремә… Минем хәлгә кемнәр төшенә? — Сөям хәзер бары, бары хыялымда, Яшим хәзер бары төшемдә". "Пожалуйста, не снись мне.. Кто поймет мое состояние? — Люблю теперь только в мечтах, Живу теперь только во снах".