Якутское кино поддержат на федеральном уровне
Президент России Владимир Путин поручил правительству РФ и властям Республики Саха проработать возможность создания в Якутске кинопавильона полного цикла, первого на всем Дальнем Востоке. То есть у "Сахавуда", как окрестили якутский киносектор журналисты, появится своя площадка.
Комплекс планируют построить в Якутске к 2026 году. Он объединит съемочные павильоны, студийный корпус, актерский дом, деревню декораций и залы для виртуальных съемок. Не забудут и про студии постпродакшена, где кинокомпании смогут открыть офисы.
Власти Якутии всегда старались помогать региональному кинематографу. Например, за последние три года было поддержано 29 проектов на сумму 95 миллионов рублей. Когда-то давно работал даже соответствующий республиканский закон, правда, в 2005 году он был упразднен. В 2022-м якутский парламент принял новый нормативный акт с учетом всех изменений в правовом поле. Теперь стопроцентное финансирование производства и проката могут получить художественные игровые, документальные неигровые и анимационные фильмы, которые являются дебютными для режиссера. При этом последний должен быть выпускником государственного вуза в области кинематографии и окончить его не более чем пять лет назад.
Эффект от помощи был всегда. Поддержка помогла, например, "Сахафильму" создать за 30 лет 150 лент. Да и недавнее признание Якутии лучшим регионом по продвижению киноиндустрии на XI фестивале короткометражного и дебютного кино в Калининграде вполне справедливо.
Это удивительно, но в малонаселенной Якутии снимается почти половина регионального кино России. Председатель Дальневосточной кинокомиссии, художественный руководитель киностудии "Сахафильм" Алексей Романов отметил, что кинопотенциал ДФО на 60 процентов сосредоточен именно в Республике Саха (Якутия).
"Наверное, ни у одной региональной киностудии нет такого успеха. Мы участвовали в фестивалях почти в 20 странах мира, имеем более 50 призов, из них 18 - Гран-при. Это показатель успешной работы кинокомпании", - рассказал Романов.
Успехи есть не только у "Сахафильма", но и у представителей авторского кино. Приза "Кинотавра" удостоен фильм "Пугало" Дмитрия Давыдова, Московского международного кинофестиваля - "Царь-птица" Эдуарда Новикова, фестиваля "Окно в Европу" - "Его дочь" Татьяны Эверстовой и "Черный снег" Степана Бурнашева. На фестивале "Зимний" в декабре 2022 года Гран-при взяла драма Любови Борисовой "Не хороните меня без Ивана", а триллер "Айта" Степана Бурнашева был отмечен за режиссуру и лучшую мужскую роль.
Кассовые сборы якутских фильмов за последние пять лет превысили 274 миллиона рублей. Всего в этот период вышло 45 кинокартин. Учитывая, что многие ленты якутских режиссеров снимаются за очень скромные 1-5 миллионов рублей, они как минимум окупаются.
В прошлом году 28 якутских фильмов собрали в прокате 73,5 миллиона рублей. Это был, казалось, настоящий прорыв. Но текущий год явно "переиграет" 2022-й. С начала 2023-го сборы республиканского кино уже превысили 60 миллионов рублей, и в лидеры среди якутских фильмов выбился триллер Степана Бурнашева "Айта". Лента окупилась за четыре первых дня проката. Снятый за четыре миллиона рублей фильм собрал в пять раз больше.
Сам Степан Бурнашев считает, что якутское кино рано относить к индустрии.
"У нас кинематограф, на мой взгляд, является искусством, - говорит он. - Поэтому то, что пытаются разделить якутское кино на фестивальное, авторское, коммерческое - неверно. Коммерческий проект должен иметь хорошие средства не только на съемки, но и на постпродакшен. Когда наши фильмы будут собирать сотни миллионов рублей, можно будет называть наш кинематограф "индустрией".
В прошлом году 28 якутских фильмов собрали в прокате почти семьдесят миллионов рублей
Самый дорогой фильм Бурнашева "Айта", кроме затрат на съемки, потребовал и вложений в маркетинг. На это отдельно было потрачено около полутора миллионов рублей. А наиболее бюджетный фильм режиссер снял на заре своего творчества, уложившись в 20 тысяч рублей, но это была, как говорится, "проба пера".
Хотя Степан еще не получал господдержку, он считает, что она просто необходима.
"Если мы рассматриваем наше кино в контексте искусства, стационарно ты очень ограничен. Мы не можем позволить себе масштабные съемки, исторические, поэтому большинство фильмов у нас получается камерными. Естественно, продюсеры это понимают и рисковать, беря займы в десятки миллионов рублей, а потом прогореть, никто из них не хочет", - говорит режиссер.
Бурнашев считает, что господдержка придаст уверенность продюсерам, и можно будет снимать более масштабное кино, которое будет иметь успех и в прокате, и на кинофестивалях. Сейчас есть даже возможность получения субсидии Минкультуры России, и это уже значительная поддержка. Есть также фонды, которые тоже могут помочь кинематографистам.
Да, якутское кино еще не приносит индустриальных барышей, а вот кинопроекторы могут начать делать это уже в скором будущем. Федеральное правительство рассматривает возможность широкого применения в стране технологии якутских разработчиков "Экстра Синема".
Якутский кинопроектор в пять раз дешевле иностранного аналога, он стоит примерно от 600 тысяч рублей. Аппаратуру можно поставлять в кинотеатры не только крупных городов, но и малых населенных пунктов. Оборудование представляет собой полноценную экосистему для залов, включая возможность подключения сервисов по продаже билетов и программы "Пушкинская карта". Уникальность кинопроектора в его сервере, который автоматически отслеживает стоимость авторских прав и отправляет отчисления.
Генеральный директор компании "Экстра Синема" Петр Чиряев заявил, что предприятие готово к работе с регионами страны.
"В России 150 тысяч населенных пунктов. По данным 2019 года, в стране 2150 кинотеатров, из них в Москве - 100, в Санкт-Петербурге - 50, остальные - в других крупных городах. Жители небольших населенных пунктов не имеют возможности смотреть кино. Мы планируем поставить оборудование в пять тысяч залов и охватить 20 миллионов человек. Проект будет работать под российское кино", - сказал Петр Чиряев.
И это уже вполне похоже на индустрию. В любом случае якутские кинематографисты своим энтузиазмом, желанием творить заслужили поддержку на самых различных уровнях.