Елизавета Фиртич. "Быть внимательными к миру".
Георгий Фиртич был особенно известен музыкой к кинофильмам. С ним сотрудничали такие прославленные режиссеры, как Леонид Гайдай, Михаил Швейцер, Владимир Вайншток, Николай Губенко. Также он положил на музыку песни из мультипликационного фильма "Приключения капитана Врунгеля" режиссера Давида Черкасского. О семье Георгия Фиртича в открытых источниках мало сведений. Меж тем композитор был отцом троих детей. Дочь Елизавета Фиртич рассказала "Ревизору.ru" о "непубличной" стороне жизни своего талантливого отца, о том, как его заветы повлияли на ее творческое становление, и о собственной деятельности в области искусств. Елизавета, расскажите о вашем детстве. Как повлиял на вас папа в выборе будущей профессии? Или не повлиял? С детства я была окружена искусством: отец водил меня на свои концерты в Союз Композиторов, Капеллу и другие легендарные места. Моя мама тоже музыкант, поэтому дома всегда был инструмент и часто звучала музыка. Практически с младенчества меня сажали за фортепиано (и рассказывали потом, что я как-то "правильно" ставила руки), но никакого процесса обучения не случилось – годам к семи я наотрез отказалась заниматься и предпочла музыке живопись. Надо сказать, что любовь к изобразительному искусству проявилась неслучайно: во-первых, отец увлекался художниками-авангардистами и у него была целая домашняя библиотека книг об искусстве, во-вторых, на меня повлиял мой дедушка. Дед поощрял мое увлечение рисованием: мы вместе ходили на пленер, он учил меня теории, ставил натюрморты и прочее. Желание вернуться к музыке возникло у меня уже после 20 лет, и думаю, что это обусловлено генетически. Сейчас я занимаюсь некоторыми музыкальными экспериментами, но профессионального образования в этой области у меня нет. Получается, из вас, троих детей, никто не связал свою жизнь с музыкой? Да, получилось так, что мой брат Николай стал художником, а сейчас преподает русское искусство в Йельском университете. А я стала дизайнером по профессии, так что мы с ним работаем в смежных жанрах. Еще один мой брат, Андрей, предпочел не связывать свою жизнь с искусством вовсе, но говорят, что он отлично играет на фортепиано. Кто приходил из творческой интеллигенции к вам в дом, что-то запомнилось особенное? Отец был очень гостеприимным человеком, его всегда окружали люди. К сожалению, время размывает память (особенно детские воспоминания), но мне посчастливилось познакомиться с великими композиторами, такими, как Андрей Петров (мне было тогда не больше трех лет, но встречу я помню!), Сергей Слонимский и Борис Архимандритов. Из ныне здравствующих папиным близким другом был Сергей Осколков. Расскажите о вашем творчестве: вы пишете стихи, принимаете участие в конкурсах поэтов? Первый текст я написала в 16 лет, когда в качестве бунта против (не помню чего) я уехала жить к отцу на пару недель. Это было интересное время: мы много разговаривали, читали произведения Маяковского, слушали джаз. Он всегда умел меня вдохновить. С тех пор поэзия сопровождает меня в самые разные времена. Выступления давались мне тяжело, я всегда была довольно нелюдимым и скромным подростком, поэтому настоящая концертная деятельность (конечно, крайне андеграундная) началась году в 2015-м, когда мне посчастливилось познакомиться с группой смелых и амбициозных молодых поэтов. С ними я прошла большой путь: менялись проекты, менялся состав, но общее ощущение "нового весомого слова" сопровождало нас на протяжении нескольких лет. Позже появился проект "Литературная гостиная", который из небольшой барной тусовки человек на 15-20 превратился в одно из крупнейших поэтических мероприятий Санкт-Петербурга. Эти встречи, конечно, – формат молодых. Я выросла в этом, и поэтому до сих пор являюсь резидентом Гостиной, хоть и понимаю, что скоро меня сменят более бойкие и бесстрашные юные ребята. Как я уже сказала, скромность и некоторая неуверенность не давали мне смелости принимать участие в поэтических конкурсах. Я приходила на несколько поэтических батлов, но никаких мест там не занимала, потому что формат батла – это отдельный жанр, и там ценится не столько качество текста, сколько подача и дерзость, а я всегда ценила в первую очередь текст. Можно сказать, что первый мой поэтический конкурс – это "Мцыри-2023" ( подробнее о фестивале "Мцыри-2023" можно прочитать на его сайте . – ред ). Мне было очень радостно получить третье место. Поздравляем с призовым местом на литературном фестивале! Но вы еще профессиональный дизайнер. Расскажите, в какой области творите? Рисуете от руки или используете компьютер? Конечно, дизайн – это про компьютер. У меня большой опыт работы как в сфере графического дизайна, так и в моушн-дизайне. Два года я преподавала анимацию для графических дизайнеров в СПбГУ. В работе я занималась полиграфией, брендингом, 2d анимацией для приложений, диджитал-рекламой, созданием промо-роликов, оформлением соцсетей и еще много-много чем, что требует отдельного долгого рассказа. Сейчас находится все меньше дизайнеров, которые умеют рисовать от руки. Это связано с тем, что многие заканчивают курсы, где не дают хорошей всесторонней базы знаний и умений, но учат сразу инструментам. Такие дизайнеры – хорошие исполнители, но плохие креативщики. Я умею рисовать и прекрасно знаю историю дизайна. Насколько мне это пригодится – зависит от задач. Как любите проводить досуг? Есть ли у вас в Петербурге любимые места отдыха или вдохновения? Поскольку я всю жизнь прожила в Петербурге, для меня хороший отдых – это оказаться на природе. Сейчас непросто уехать за границу (мне повезло побывать в разных странах), но в нашей стране есть столько всего завораживающего, что нельзя этим пренебрегать. В последние пару лет мне очень полюбилась природа Карелии, я с удовольствием путешествую в этом направлении. В Петербурге мне однажды показали место на Каменном острове, где стоит скульптура девушки с веслом. Это маленький островок со статуей и парой скамеек вокруг. Тихое, приятное место. Советую посмотреть, если будете в чутком настроении. Что пожелаете молодым людям, нашим читателям, решившим связать свою жизнь с творчеством? Я бы пожелала быть внимательными к миру. Избегать клише, китча и банальщины. Говорить сердцем. Если вы говорите сердцем, пускай сбивчиво и уязвимо, то обретаете свой голос и он, конечно, не будет проигнорирован. И еще: слушайте советы только тех, чье творчество вы любите и уважаете. Зачем вам остальные?