"Пиковая дама" Чайковского приехала из Нижнего в Москву
Московская филармония начиная с прошлого сезона один из своих абонементов полностью отдала Нижегородскому оперному театру, первому из региональных коллективов. В рамках данного цикла уже были представлены "Севильский цирюльник" Россини, "Орфей" Глюка, в апреле ожидается визит "Кармен" Бизе, а ныне в Москву прибыла "Пиковая дама" Чайковского. И хотя в отличие от домашней театральной практики, где опера идет в постановке Валерия Фокина (заимствованной у Большого театра), на подмостках Зала имени Чайковского она, как и другие оперы, была представлена в концертном формате, это исполнение воспринималось как столичная кода знаменитого музыкального фестиваля "Болдинская осень", переживающего сегодня, как и сам театр, перезагрузку.
И основная событийность филармонического исполнения нижегородцами "Пиковой дамы" в Москве оказалась сосредоточена в неординарном звучании оркестра. Дирижер Дмитрий Синьковский и обновившийся под его руководством оркестр (под названием La Voce Strumentale в 2011 году Синьковским был создан барочный ансамбль, позже преобразованный в симфонический оркестр, ставший теперь частью Нижегородского оперного театра) добиваются высококачественного звучания, а меж строк партитуры Чайковского неожиданно возникают прихотливые квазибарочные "тени". И барочная поэтика с солирующим клавесином создает интригующий контраст с бушующей страстностью тутти. И сакраментальное "Что наша жизнь - игра!" приобретает еще и музыкальную изысканность с добавленным смыслом.
Гости обошлись лишь малыми купюрами. Самая значимая была допущена там, где явно стремились отказаться от участия детского хора, начав с триггерного вопроса: "Чем кончилась вчера игра?". Надо заметить, что театр не старался создать свой "парадный портрет" и представил исполнение оперы своими силами, при участии лишь одного привлеченного певца - тенора Ивана Гынгазова - артиста "Геликон-оперы" и приглашенного солиста Мариинского театра. У его Германа есть и прекрасный голос, и стать, и харизма, но нет пугающе-завораживающей инфернальной силы, без которой этот образ невозможен. Не хватило потусторонней мощи и Графине Наталии Лясковой. А Яна Дьякова в партии Полины/Миловзора, как и Алексей Юрковский (князь Елецкий), звучали уж слишком камерно. И совсем не получилась Лиза у Екатерины Ясинской: молодой певице эта трудная партия, предполагающая лирическое начало, но драматическую кульминацию, пока не по голосу и вокальному мастерству. Куда удачливее были в эпизодических ролях Анастасия Джилас - очаровательная Прилепа из интермедии, а также Елена Шевченко, чья саркастическая Гувернантка в своем единственном выходе запомнилась абсолютно неподдельной жизненностью. Исполнительское же первенство в этот вечер осталось за Константином Сучковым, который подарил своему графу Томскому множество интригующих, провокативных черт характера, а порой и неожиданных смыслов, особенно в тот момент, когда в Песенке произносит ее финальные слова: "Никогда б я не сгибался, / Вечно ими любовался, / Был счастливей всех сучков"...
В исполнении шедевра Чайковского/ Пушкина не чувствуется холодящего душу фатума
"Пиковая дама" - опера, крайне сложная для концертного исполнения. И хотя все очень старались: хор пел немного торопливо, но слаженно и точно (хормейстер - Эдуард Пастухов), а солисты - свободно, не заглядывая в ноты, если в исполнении шедевра Чайковского/Пушкина не чувствуется холодящего душу фатума, его феномен остается неразгаданным.
Прямая речь
Алексей Трифонов, художественный руководитель Нижегородского театра оперы и балета имени А.С. Пушкина:
- В этом году наш театр впервые будет участвовать в программе "Декабрьских вечеров". Мы дадим очень красивый испанский концерт, где прозвучат известная музыка Мануэля де Фалья, менее знакомые произведения Хоакина Турины и Федерико Момпоу, а также практически не исполняющийся в России цикл "Испанских песен" на музыку Федерико Гарсиа Лорки. А в июне также в Пушкинском музее наши солисты представят серию концертов пушкинских романсов. Мы повторим в Москве нашу фестивальную программу из редко звучащих пушкинских романсов в июне следующего года в рамках празднования 225-летия поэта.
Мы, безусловно, будем сохранять наши лучшие репертуарные спектакли. При этом будем по мере возможностей стараться делать какие-то небанальные премьеры. Я хочу, например, сместить акцент фестиваля на какие-то вещи, которые не столь известны широкой публике. Так, последовательно, в течение нескольких следующих фестивалей, есть замысел исполнить всю музыку, которую Прокофьев написал на тексты Пушкина для драматического театра. Мы сейчас уже заняты "Онегиным". Будем еще смотреть, скажем так, в направлении разных сочинений, связанных с Пушкиным. Мы не планируем останавливаться на достигнутом.