Транссибирский Арт-Фестиваль завершается на Волге

Транссибирский Арт-Фестиваль прибыл в волжскую столицу России. C 2017 года камерные и симфонические концерты с участием художественного руководителя фестиваля Вадима Репина и Самарского симфонического оркестра проходят в октябре в Самарской академической филармонии. Юбилейный X фестивальный сезон продолжил эту традицию, украсив самарскую афишу двумя заключительными концертами Транссиба 24 и 26 октября в Самарской филармонии.

Транссибирский Арт-Фестиваль завершается на Волге
© Российская Газета

Концерты камерной музыки с участием мэтров мировой сцены и восходящих звезд - одна из характерных черт фестиваля. Этот жанр музицирования любим меломанами не только потому, что именно в нем талант многих композиторов явил себя в полной мере (как, например, в камерных сочинениях Брамса, Дворжака, Шостаковича и др.). Камерная музыка обладает особым лирическим очарованием, адресностью музыкального высказывания: на камерных концертах возникает ощущение, что музыканты обращаются напрямую к публике. В этом - магия камерной музыки. Тонкая лиричность мелодий, близость и обращенность музыкантов друг к другу во время исполнения рождает особую доверительную атмосферу и раскрывает неочевидные грани исполнительского мастерства артистов - их способность тонко чувствовать и поддерживать друг друга на сцене. Как и в жизни, это создаёт особую связь, благодаря которой мы запоминаем событие надолго. Таким стало и исполнение Скрипичной сонаты Сезара Франка 24 октября в Самаре двумя мэтрами - Вадимом Репиным и Вадимом Руденко. Значительная, возвышенная, благородная музыка, полная искреннего, и, вместе с тем, пленительного мелодизма, в исполнении знаменитых артистов стала эмоциональный кульминацией вечера, вызвав горячий отклик самарской публики.

Фото: Юрий Стрелец

Во втором отделении концерта прозвучал фортепианный квинтет Франка - к слову, одно из любимых камерных сочинений легендарного пианиста Святослава Рихтера, дважды записавшего этот квинтет (с Квартетом Большого театра и Квартетом Бородина). На самарской сцене к Репину присоединились молодые музыканты: техничная и харизматичная Елена Таросян (скрипка), деликатный и тонко чувствующий звуковой баланс Илья Тарасенко (альт) и академично-аккуратный Пётр Кондрашин (виолончель). Струнный квартет сопровождал Вадим Руденко: мягкое глубокое звучание рояля и надёжное непоколебимое спокойствие его аккомпанемента, казалось, невозможно смутить ничем - даже внезапной путаницей в страницах электронных нот пианиста на пюпитре (новое веяние времени!). Большому кораблю волны не помеха - рояль у Руденко звучал великолепно. Отдельно хочется отметить концертный зал Самарской филармонии - поистине уникальный в своей архитектурной эстетике стиля модерн, уюте убранства и мягкости акустики, он может соревноваться с ведущими концертными залами страны.

Фото: Юрий Стрелец

Репертуарной изюминкой концерта, примечательной для самарской (а ранее - для московской) афиши, стала Фантазия Сен-Санса для скрипки и арфы. Это своеобразное па-де-де для двух редко встречающихся в дуэте инструментов с прозрачной музыкальной фактурой в исполнении Вадима Репина и Александры Тихоновой, которую отличала несколько декоративная манера игры, - прозвучало по-французски изящно.

"Программа концерта родилась не случайно. В афише фестиваля мы хотели сделать акцент на разные инструменты, и в этом сезоне им стала арфа (следующим акцентированным инструментом у нас будет флейта). Фантазия Сен-Санса - произведение, которое я очень любил, но никогда не играл и решил выучить его специально для фестиваля. Также на Фестивале мы исполнили еще одно редкое произведение с арфой - Квинтет Менотти. А Квинтет Франка меня, можно сказать, заставил выучить Николай Луганский. Он был буквально влюблен в это произведение. И уже выучив квинтет прошлой зимой, я понял, почему Коля так настаивал, и безумно ему благодарен. А соната Франка звучит на нашем фестивале не в первый раз: иногда ее играет Саша Князев на виолончели, а в этот раз я. И так получилась прекрасная французская программа - я очень люблю французскую музыку, особенно этого времени", - прокомментировал Вадим Репин после концерта.

Фото: Юрий Стрелец

Самарская часть Транссибирского фестиваля завершилась симфоническим концертом с участием Самарского академического симфонического оркестра под управлением Дениса Власенко, возглавившего коллектив в марте этого года. Хочется верить, очередная смена руководства Оркестра (это третье филармоническое назначение за последние несколько лет) внесёт необходимую мотивацию и публика увидит результаты творческой работы дирижёра с симфоническим коллективом. В программе вечера - Первая симфония Сибелиуса и Скрипичный концерт Чайковского (солист - Вадим Репин).

Между тем, в Москве продолжается Молодежная программа Транссибирского Арт-Фестиваля, открывавшаяся в сентябре мастер-курсом Вадима Репина (ранее программа образовательных мастер-классов проходила в Новосибирске). Участники проекта - выпускники специальных музыкальных школ, высших музыкальных учебных заведений и молодые специалисты получили возможность исполнительской подготовки под руководством знаменитых артистов, а отобранные по итогу курса музыканты - возможность выступить в будущих концертах Транссибирского Арт-Фестиваля. "Большинство участников играли превосходно, а трое из них произвели на меня сильное впечатление своим исполнением. После нашего мастер-курса одна скрипачка прошла в финал музыкального конкурса "Звезды Exeed" в Московской консерватории, я буду работать в жюри этого конкурса в финале", - комментирует Вадим Репин.

Образовательная программа Фестиваля продолжилась занятиями по направлению сольного пения под руководством солистки Большого театра Марины Мещеряковой. На участие в мастер-курсе поступило более 50 заявок от музыкантов Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Воронежа, Саратова, Ростова-на-Дону, Красноярска, Новосибирска и Вены. 29 октября в зале Российского фонда культуры состоится итоговый концерт участников. Запланированы также мастер-курсы Винфрида Штрелле (альт), Эдуарда Вулфсона (скрипка) и других.

Прямая речь

Вадим Репин, скрипач:

- В Самару мы приезжаем уже в который раз, как домой - здесь нас встречают очень тепло, для нас это большая радость выступать в Самаре. И хотя самарские концерты - это очень маленькая часть Фестиваля, мы очень ей дорожим.