Во дворце усадьбы Кусково открыта выставка «Фарфор Парижа». Там можно увидеть произведения частных мануфактур конца XVIII — середины XIX века и познакомиться с многообразием ассортимента, техник и декора.
В собрании Музея керамики в усадьбе Кусково находится около 500 предметов, выполненных на мануфактурах и в мастерских Парижа. Среди них заводы Шельшера, Даготи, Жакоба Пети и братьев Дарт, мануфактуры Локре, Диля и Герара, Наста, мастерские Жан-Пьера Фейе, Бартоломео Депре, фирма «Стон, Кокерель и Легро». Выставка демонстрирует 190 экспонатов, изготовленных на 12 мануфактурах. В них отразились вкусы и стилистические предпочтения эпохи, разнообразные формы и художественные приемы.
Об истории некоторых производств и отдельных экспонатах — в материале mos.ru.
Парижский фарфор. История
История парижского фарфора начинается в последней трети XVIII века. Незадолго до этого, в 1765 году, в 40 километрах от города Лимож (возле поселения Сент-Ирье-ла-Перш) открыли месторождение каолина — белой глины, необходимой для фарфорового производства. До этого времени монополистом была Королевская мануфактура в Севре — другим предприятиям запрещалось выпускать предметы с золотым фоном, пласты (картины на фарфоре), а также вазы, скульптуры и многофигурные композиции выше 46 сантиметров (без учета основания).
В 1770-е предписания, регламентирующие монополию Севра, пересмотрели, а в Париже и пригородах при финансовой поддержке влиятельных покровителей открылось несколько десятков небольших частных предприятий и фарфоровых мастерских. Сначала их изделия во многом походили на севрские, но со временем приобрели собственный оригинальный стиль.
Накануне Великой французской революции 1789 года на мануфактуре в Севре начался кризис, и там практически перестали обновлять ассортимент. Это стало важным стимулом для развития парижских предприятий: они предлагали новые идеи и формы, а их изделия по качеству не уступали севрским и стоили при этом существенно дешевле. Новый сектор предпринимательства взяло под контроль государство, обязавшее владельцев регистрировать заводы и маркировать продукцию. К началу XIX века в самом Париже и его окрестностях насчитывалось уже около 30 частных мануфактур.
Там производили скульптуру, чайно-кофейную посуду, предметы интерьера, декоративные вазы, блюда и множество других изделий, которые охотно раскупали не только во Франции, но и в других странах Европы, а также в России и Америке.
Мануфактура Локре: бисквит и флористика
Мануфактура Локре — одно из первых парижских производств фарфора, ее в 1770-е основал Жан-Батист Локре де Руасси. На фабрике делали сосуды, чаши, синие и белые вазы с росписью. Большую часть продукции декорировали в стиле Людовика XVI.
Выпускали на мануфактуре разнообразные фигуры и скульптуры из бисквита (неглазурованного белого фарфора), мастера работали с мифологическими, аллегорическими и бытовыми сюжетами. Большинство сохранившихся до наших дней предметов свидетельствуют об их высокой профессиональной подготовке. Скульптурную группу «Венера с зеркалом» можно увидеть на выставке. Группа состоит из двух фигур — Венеры в венке и Амура, укрепленных на низком круглом основании с возвышающимся на них уступом скалы. В руках Венера держит зеркало.
Цветочный декор, характерный для многих французских производителей фарфора, часто использовали и на мануфактуре Локре. Флоральные композиции отличались широким многообразием, вариативностью трактовок и изысканностью исполнения. К концу XVIII — началу XIX века на парижских мануфактурах сложилось три варианта цветочной росписи: натуралистичная (максимально реалистично передающая красоту цветов), стилизованная (упрощенные изображения цветов) и научная (копии из ботанических атласов с подписями). На выставке представлены вазы, демонстрирующие искусство мастеров мануфактуры Локре.
Мануфактура Даготи: анималистика и портреты
Отдельного внимания заслуживает мануфактура Даготи — одно из наиболее выдающихся фарфоровых предприятий первой четверти XIX века. Создавшая ее семья была очень артистической: Жак Фабьен Даготи (1711–1785) занимался живописью, физикой, естественной историей и великолепно владел техникой цветной гравюры. Четверо из пяти его сыновей тоже стали граверами, а старший, Жан-Батист Андре, был придворным живописцем королевы Марии Антуанетты. Три его сына, младший из которых умер молодым, стали керамистами и по протекции герцога Ангулемского поступили учениками на мануфактуру Диля и Герара.
В 1798 году старшие братья Пьер-Луи и Жан-Батист-Этьен выкупили обанкротившуюся мануфактуру в квартале Монпарнаса и открыли там производство. К сожалению, Жан-Батист-Этьен вскоре скончался, и Пьер-Луи, уладив формальности, остался единственным владельцем. В 1804-м он открыл на бульваре Пуассоньер один из самых красивых, модных и дорогих магазинов Парижа. В первом десятилетии XIX века, на которое пришелся расцвет предприятия Даготи, на производстве работали более 100 постоянных сотрудников. В их распоряжении была большая печь, шесть муфелей для обжига декора, кабинет химии и разные мастерские. Здесь выпускали широкий ассортимент изделий — от скульптур и барельефов до письменных приборов.
Приобрести фарфор Даготи в подарок считалось хорошим тоном. А незадолго до коронации Наполеона Пьер Даготи прислал Жозефине эскизы посуды с ее императорским гербом. Работа ей так понравилась, что с 1804 по 1814 год в марке предприятия появилось определение «мануфактура императрицы». Это сделало Даготи, наряду с Севрской фарфоровой мануфактурой, поставщиком Высочайшего двора. Сменившая Жозефину королева Мария Луиза продолжила покровительствовать Даготи.
Эпоха Просвещения привнесла интерес к естествознанию в разные сферы, и анималистическая тема стала популярной для украшения фарфора. В первой четверти XIX века были распространены изображения животных и птиц. Последние часто снабжали латинскими названиями — источником вдохновения для декораторов стала работа орнитолога Франсуа Левальяна, изданная в начале XIX века, гравюры и популярный атлас натуралиста Жоржа-Луи Леклерка де Бюффона. Изделиям придавали форму головы животного или птицы, ручки и носики декорировали птичьими шеями и клювами. Яркие образцы — предметы мануфактуры Даготи (а также братьев Дарт и мастерской Фейе). На выставке можно рассмотреть чайник в виде головы вепря, чашки в форме ритона с головами кабана и барана.
Портреты на фарфоре были актуальны всегда. Художники парижских заводов часто изображали императорских особ, известных государственных деятелей и других знаменитых персон. В их числе портреты Наполеона I и его маршала Жан-Батиста Бернадота, российских императоров Петра I и Александра I. В одной из витрин представлен сервиз мануфактуры Даготи с портретами знаменитых женщин Франции. На чайнике, например, изображена маркиза де Севинье, автор знаменитой эпистолярной книги, изданной в 1724-м, на сахарнице — Нинон де Ланкло, писательница, хозяйка популярного салона и покровительница искусств, а на молочнике — Франсуаза д’Обинье, маркиза де Ментенон, воспитательница детей Людовика XIV и мадам де Монтеспан. В этой же витрине можно увидеть чашку с портретом княгини Марии Барятинской и блюдце с портретом ее дочери Ольги. Изображения скопированы с картины Робера Лефевра (1817), которая сейчас хранится в Государственном историко-художественном музее «Новый Иерусалим».
Мануфактура Жакоба Пети: смелость исполнения
Изделия мануфактуры Жакоба Пети, предпринимателя и художника, всегда отличались нетрадиционностью и эксцентричностью облика. Здесь выпускали каминные украшения, вазы, часы, канделябры, пластику, чернильные приборы, сосуды для подогрева напитков, флаконы для духов. В оформлении сочетаются элементы классики, готики, рококо, шинуазри (использование мотивов и стилевых приемов традиционного китайского искусства) и скульптурные мотивы, в палитре росписей — бледно-розовый, лиловый, зеленый и черный цвета с обильной позолотой.
На промышленной выставке 1834 года Пети получил почетный приз жюри за смелость исполнения и никогда не уставал поражать воображение современников. Он зарегистрировал множество патентов: в частности, на новые составы фарфоровой массы, экономичное применение золота, литейные формы, производство кукольных головок. В 1846-м Пети получил разрешение директора Севрской фарфоровой мануфактуры воспроизводить их модели — он видоизменял их и, например, превращал скульптуры во флаконы, пробками для которых служили шляпы. А в 1849 году Пети наградили еще раз — за кружевные украшения на бисквитной скульптуре.
Мануфактура Депре: изысканные камеи
Бартоломео Депре с 1773 года служил на Севрской фарфоровой мануфактуре, где изобрел материал для изготовления камей. Он тайно продавал сырье и камеи, за что был уволен, но в защиту Депре выступили рабочие — в петиции говорилось, что «не существует скульптора, который обладал бы столь обширными знаниями». Мастера восстановили в должности, и некоторое время он отвечал в Севре за состав фарфоровых масс. Позже Депре покинул мануфактуру и в 1795-м основал в Париже предприятие по производству камей, которые его прославили.
Изделия мастерской Депре отличались высочайшим качеством исполнения — от шлифовки и огранки изделий до монтировки позолоченной бронзы. Его искусные камеи украшали фарфоровые вазы, медальоны, пресс-папье, флаконы. Особенно ценили позолоченные или расписанные чашки в стиле ампир с приподнятой ручкой. На заказ в мастерской могли создать изображения влиятельных особ и членов их семей. А цены были настолько низкими, что позволяли составить конкуренцию зарубежной продукции. Изделия, купленные в качестве сувениров из Парижа, развозили по всему миру.
Оценить искусство Бартоломео Депре помогут чашка с блюдцем с портретами маршала Бернадотта и его жены Евгении Дезире Клер, а также чашка с портретом Наполеона I.
Фирма «Стон, Кокерель и Легро»: бытовые сюжеты и цветной печатный рисунок
К бытовым сюжетам для росписи фарфора мастера обращались на протяжении всего XIX века — их равно привлекали игры детей и зимние забавы, сельские праздники и сцены из повседневной жизни. Это была важная тема в работах предприятия Стона, Кокереля и Легро д’Анизи. Кроме того, они предлагали изображения к басням де Лафонтена, портреты великих людей, живописные виды с замками и загородными домами, памятниками Парижа и окрестностей и другие сюжеты. Изделия отличали красота и чистота изображения, четкость рисунка.
Предприятие в 1807 году основали выпускавшие фаянс фабриканты Стон и Кокерель при участии Франсуа Антуана Легро д’Анизи, первооткрывателя метода печати по фарфору, который предвосхитил декалькоманию (деколь). На изделия наносили гравюрный оттиск с помощью специально приготовленной мастики и особой смеси, после предмет обжигали в муфельной печи. Впервые Легро использовал этот метод в 1803 году на Севрской фарфоровой мануфактуре, а позднее получил патент на него. В 1818-м истек срок договора о товариществе, и Легро продолжил работать один. До 1848 года он участвовал в промышленных выставках и неоднократно получал награды.
На какие еще экспонаты обратить внимание
Для мануфактуры Шельшера характерны сюжеты, изображающие события начала XIX века. Например, в росписи тарелок, которые можно увидеть в усадьбе Кусково, нашли отражение заграничный поход русской армии 1813–1814 годов и въезд в Париж императора Александра I. Кроме того, представлена тарелка с изображением Петра I на Ладожском озере во время бури. Оригиналом послужил французский гобелен, сделанный на заказ в подарок Александру I по картине Карла Штейбена «Петр Великий в бурю на Ладожском озере».
Также можно рассмотреть парные вазы — с видами на Версаль с одной стороны и дворец Бельвю с другой, ворота в лесу Сен-Жермен и церковь в Порт-Марли, тоже мануфактуры Шельшера.
Что касается мануфактуры Даготи, то стоит внимательно присмотреться и к предметам из сервиза с иллюстрациями к роману «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» Даниеля Дефо, известного романиста эпохи Просвещения.
В первой трети XIX века были распространены изображения представителей тех или иных народов в национальных костюмах — тогда многие путешественники публиковали свои заметки о традициях и культуре разных стран. Неординарный пример — сервиз, выполненный на мануфактуре Денюэль.
На мануфактуре Лефевра живописцем работал знаменитый художник Жак Франсуа Жозеф Свебах, сотрудничавший также с Императорским фарфоровым заводом в Санкт-Петербурге. Для Лефевра он разработал декор нескольких серий тарелок. В Музее керамики в усадьбе Кусково хранится шесть тарелок, расписанных Свебахом с авторской подписью золотом. Две — с изображением вивандьерки и бивуака — представлены на выставке.
Экспозицию во дворце можно будет осмотреть до 24 марта 2024 года.