Войти в почту

Когда струна поет: Людмила Гроховская – о своей судьбе, воспитанниках и характере виолончели

Людмила Гроховская — преподаватель по классу виолончели. За 45 лет работы в школе Людмила Гроховская воспитала несколько поколений юных музыкантов, которые постоянно занимают призовые места на самых престижных конкурсах. Вместе со своими учениками педагог выступает на концертах (6+) в составе созданного ею образцового коллектива "Ноктюрн". Бархатная музыка - Наверное, можно допустить, что у каждого музыкального инструмента есть свой характер. А какой он у виолончели? - Любой музыкальный инструмент достоин поклонения и любви. Для меня самый прекрасный, самый одухотворенный инструмент – виолончель. У нее особые музыкальные краски. У этого инструмента струна поет… Виолончель может передать любое человеческое чувство, и лирическое, и драматическое настроение. Главное в ней – сопереживание. Не случайно, когда авторы фильма хотят, чтобы зрители сочувствовали его героям, за кадром часто звучит виолончельная музыка – бархатная, обволакивающая. - Как случилось, что в детстве вы выбрали именно этот инструмент? - Скорее, он меня выбрал. В то время я жила в Тольятти. Город был молодой, сюда приезжали со всей страны талантливые люди. В том числе и музыканты. Среди них были и мои учителя – Виктор Иванович Марчук, выпускник Ташкентской консерватории по классу альта, и скрипач Владимир Михайлович Свердлов, имя которого сейчас носит музыкальная школа №4 в Тольятти. Это были замечательные исполнители и педагоги - подвижники. В нашей музыкальной школе №2 они создали симфонический оркестр, в котором играли и дети, и преподаватели. Для него нужны были виолончели, был объявлен дополнительный набор. Я сдала экзамен и попала в этот класс. - Вы сами пришли в музыкальную школу или привели родители? - Папа привел по совету своего друга, дочка которого занималась по классу скрипки. Я тогда училась уже в пятом классе общеобразовательной школы. Под руководством замечательных педагогов я окунулась в мир высокой музыки. Мне очень нравилось заниматься, я делала это с азартом. Уже в первом классе музыкальной школы мне давали играть произведения для третьего и четвертого классов. И вскоре я уже могла играть в симфоническом оркестре. Репертуар был непростой: играли, например, концерт Эдварда Грига для фортепиано с оркестром. Первую симфонию Людвига ван Бетховена исполняли спустя всего два месяца после начала репетиций. В школе был создан струнный квартет – две скрипки, альт и виолончель. Это довольно сложная форма музицирования. И в то же время очень интересная, увлекательная. Все мы были влюблены в музыку. Выступать мне – в составе оркестра, квартета и сольно – приходилось часто. В Тольятти было много сценических площадок. Преподаватель мог сказать: "Через три дня ты будешь играть "Сентиментальный вальс" Чайковского на концерте", я готовилась и играла. Мы много ездили – и в Тольятти, и по области, и везде нас принимали на ура. Даже не очень хорошо музыкально подготовленные люди. Приезжали мы и в Самару, на телевидение. Была такая программа - "Первые шаги в искусстве". Вела ее Ольга Король. А жюри выбирало лучших. Победы в этом конкурсе, поздравления одноклассников, товарищей – все это было для меня большим событием и во многом определило мою дальнейшую судьбу. Музыка "Ноктюрна" - Расскажите о начале вашей педагогической деятельности. - В Самаре я начала работать в музыкальной школе №10 – тогда она не еще не носила имя Дмитрия Борисовича Кабалевского. Для меня очень многое значит пример моих замечательных педагогов. Мне важно, чтобы ученик любил свой инструмент, научился создавать на нем красивый, богатый звук. Стараюсь, чтобы ребята уже с ранних лет привыкали выступать на сцене – на конкурсах и концертах. Ребенку очень важно показать свое умение. Мы создали ансамбль виолончелистов "Ноктюрн", который получил звание образцового художественного коллектива и является достоянием нашей области. Начинался он с четырех человек. Сейчас в его составе уже четырнадцать исполнителей. Среди них не только нынешние мои ученики, но и выпускница 2012 года Екатерина Скальненкова, которая вместе со мной преподает в школе. Кстати, Екатерина стала лауреатом "Золотой книги". С ансамблем "Ноктюрн" мы выступаем на больших концертах, в том числе и в Москве. В течение всех тринадцати лет существования Детской музыкальной академии, которая проходит в нашей области под патронажем Юрия Башмета, наши ученики участвует в ней. Среди них есть очень талантливые ребята. Например, Никита Махов – он сейчас учится в Москве в Государственном институте музыки имени Альфреда Шнитке. Настя Лебедева – она продолжает учебу в Самарском государственном институте культуры. Полина Ким, которая продолжает заниматься у меня. Все они выиграли конкурс на получение именной премии губернатора Самарской области. Некоторые из моих выпускников работают в самарских оркестрах. Ксения Шахматова и Анна Дюкова – в академическом театре оперы и балета, Дарья Волкова и Юлия Гребенникова – в государственной филармонии. - Сколько человек сейчас занимается у вас? - Десять. - И кого больше – мальчиков или девочек? - В последнее время стало больше девочек. А раньше половину класса составляли мальчишки, что нас очень радовало. Не только классика - Какой репертуар у ансамбля "Ноктюрн"? - Произведений в репертуаре немало. На последней переаттестации "Ноктюрна" как образцового художественного коллектива мы записали тринадцать произведения. Среди них – "Гавот" Дмитрия Шостаковича, вальс Георгия Свиридова из сюиты "Метель", вальс Андрея Петрова из кинофильма "О бедном гусаре замолвите слово", попурри "Я встретил вас" Бориса Шеломова на темы народных песен и романсов, джазовая пьеса Джорджа Гершвина "Хлопай в такт". - У детей, которые приходят в школу имени Кабалевского, и у их родителей существуют большие возможности выбора музыкального инструмента? - У нас замечательные педагоги, которые обучают игре и на флейте, и на скрипке, и на фортепиано, и на виолончели, и на баяне, и на гитаре, и на тубе, и на балалайке, и на других инструментах. Сегодня школа хорошо ими обеспечена. Если раньше не хватало каких-то ударных и духовых инструментов, сейчас все это есть. - Какая музыка вам ближе всего? Что любите слушать в свободное время? - Если выбирать между народной и классической, я все-таки выберу последнюю. Часто переслушиваю симфонические произведения, музыку в исполнении струнных квартетов или квинтетов. Очень люблю виолончельные концерты Боккерини и Гайдна в исполнении ведущих музыкантов. Есть прекрасные исполнители, которые играют и классику, и народные, и современные произведения. Например, наш выпускник баянист Сергей Войтенко. Как не любить ту музыку, которую он исполняет! Когда Сергей учился в нашей школе, он много раз выступал на престижных конкурсах, но был немножечко зажатым. А потом он сам себя сделал. Молодец! Помогла Сергею раскрыться профессор педагогического института Алла Михайловна Кац. - У вас нет ощущения, что не так много произведений, написанных специально для виолончели? - Раньше это чувствовалось сильнее. В свое время многое сделал Мстислав Ростропович для пропаганды этого инструмента. Он буквально уговаривал Дмитрия Шостаковича, чтобы тот написал сонаты и концерты для виолончели. Не только он, но и некоторые другие композиторы писали свои сочинения специально для Ростроповича. Недавно один из концертов для виолончели с оркестром Шостаковича я услышала в исполнении Александра Рудина. И снова поразилась, насколько это сочинение технически сложное. - К чему сейчас готовитесь вы и ваши воспитанники? - Впереди – школьный конкурс имени Кабалевского, он пройдет в декабре. В начале будущего года мы будем участвовать в областном конкурсе "Маэстро". А потом наверняка будут другие конкурсы - всероссийские и международные. А недавно в Самаре юные танцоры балета представили спектакль "Ленинградская симфония. Воспоминания" на музыку Дмитрия Шостаковича.

Когда струна поет: Людмила Гроховская – о своей судьбе, воспитанниках и характере виолончели
© СОВА