На сцене ММДМ концертом "С любовью к России" отметили два юбилея: 95-летие Юрия Саульского и 40-летие "Фонограф-Джаз-Бэнда"

Юрий Саульский и Сергей Жилин родились в один октябрьский день - только с разницей в 38 лет, первый в 1928-м, а второй в 1966-м. А в 1986-м известный композитор выпустил "Фонограф", которому тогда исполнилось три года, на сцену Московского джазового фестиваля, запустив его в большое плавание. И Жилин, идущий сегодня с "Фонографом" на всех парусах, не забывает своего "адмирала".

На сцене ММДМ концертом "С любовью к России" отметили два юбилея: 95-летие Юрия Саульского и 40-летие "Фонограф-Джаз-Бэнда"
© Российская Газета

Осенью 2007-го и 2008-го Сергей Жилин был продюсером и худруком юбилейных концертов Саульского. В 2010-м Жилин выпустил DVD "Черный кот" и другие хиты. А уж сейчас, на двойной юбилей - 95-летие Юрия Саульского и 40-летие "Фонограф-Джаз-Бэнда", пианист, бэнд-лидер и шоумен устроил на Светлановской сцене ММДМ большой праздник "С любовью к России", в котором собрал и музыкантов, когда-то деливших сцену с самим маэстро Саульским, и талантливых молодых вокалистов и инструменталистов.

- Юрий был не из тех авторов, которые сочинят мелодию - а аранжировку оставляют аранжировщикам. Выпускник консерватории, пианист, он и писал музыку, и мог ее исполнить и аранжировать для спектакля или фильма, - вспоминал перед концертом Лев Лещенко.

И при этом Саульский сочинял лирику - неспешную, мягкую, легкую. Лев Валерианович пел на юбилейном концерте именно такие "Татьянин день" и "Тополиный пух". Пел мягко, где-то разговаривая с публикой.

Маститый композитор, один из зачинателей современного российского джаза, Саульский в каждую песню вводил джазовые гармонии - и от 21-летнего баса "Фонографа" Сурена Платонова, замеченного Жилиным в шоу "Голос", маршевая, вполне подходящая для строевого шага "Идут батальоны" потребовала джазового умения мгновенно перелетать через октавы. Не все нынешние голоса могут справиться с резкими сменами тональностей и темпов песен Саульского - но победительница "Голоса" Александра Воробьева сумела внести в сложнейшую "Простую историю" (помните - "И нам еще любовь дана!") настоящую женскую нежность. А сотворчество аранжировщика Сергея Жилина и солистки "Фонограф-Джаз-Бэнда" Ирины Братис сделало из "Ожидания" целую джазовую арию.

Сергей Жилин умеет делать праздник из всего, к чему прикасается. И главную партию в представлении сыграли сам маэстро и его оркестр, скрипачки которого с точностью до десятой доли знают, когда начинать проигрыш перед вторым куплетом "Над рекой туман", а барабанщик и медные и без дирижерских жестов провожают солиста "Фонографа" Евгения Белояра в "золотую от солнца аллею". Сам Жилин может в запале проигрыша вдруг вскочить с сиденья пианиста и пробить кулаком воздух, словно проталкивая музыку вперед. "Джазовый калейдоскоп", попурри из музыки Саульского: маэстро одной рукой вбивает в рояль клавиши в ритме джаз-рока, другой задает залу ритм "подхлопывания", потом вылетает к оркестру, отправляет солирующие трубу и саксофон в новые импровизации - и снова нежный рояль под шелест тарелок....

"Фонограф-Джаз-Бэнд" между тем продолжает серию концертов в честь своего сорокалетия. 4 ноября в Театре эстрады - программа "Рахманинов - многогранность гения": оркестр и его лидер не могли пропустить юбилей любимого композитора и сыграют джазовые аранжировки его ранних прелюдий, фортепианных концертов, элегии и вокализы.